ЭЛВИН ТОФФЛЕР
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Вряд ли кого-нибудь сегодня имеет смысл убеждать в том, что на планету пришло новое время. Неожиданно практически для всех трансформировалась сама реальность. Радикально изменилась действительность, дестабилизировались критерии подлинности, обновились истины и аксиомы, еще совсем недавно казавшиеся совершенно незыблемыми. Короче говоря: настала Информационная Эра, по масштабам своеобразия вполне сравнимая с протерозойской или поздним меловым периодом. Сегодня мы учимся жить в потоке непрекращающихся живых диалогов и многомерной доверительной кооперации. Трансформируются ценности, переакцентируются ориентации, изменяются спектры предпочтений, появляются новые принципы выявления путей развития.
Современная жизнь - это уже не победа на лукавых выборах, в результате которых победитель получает все, а скорее непрестанный танец, своего рода вечный теннисный турнир с периодическим взаимореагированием, перебрасыванием мячей через сетку, метафорически представляющем диалогическое развитие содержательных сообщений. Современная жизнь сплетена из многомерных перекрестков и непрестанных выборов, спектры которых то и дело сменяют один другой. Каждый - самостоятелен, но все они - взаимосвязаны. Интернет - образ этой живой развивающейся сети отношений и взаимодействий. Именно сама по себе Сеть связывает всех активных участников полифонического обмена столь гармонично и многопланово, что поневоле задумываешься над назревшей заменой закона этикой. Получается что-то наподобие нового толкования жизнеутверждающих формул Редьяра Киплинга, если принять метафору современного кибер-Маугли: "Мы с тобой одной Сети - ты и я!", "Удачной охоты на сайты!" или что-то вроде "Закон Сети гласит..." Однако речь идет уже не о Законе, но именно об Этике, т.е. Законе, который перестал быть сторонним и стал внутренним, свободно принимаемым и добровольно применяемым. Этика - неписаная основа ненулевых игр, итогами которых оказываются сопряженные победы обеих соперничавших сторон, предлагавших альтернативные решения общей проблемы. Закон - вынуждающее предписание определенного порядка действий тех, кто оказался в предусмотренной законом стандартной конфликтной ситуации.
Интернет - пространство свободы, поле доверия, простор взаимоуважения и взаимного же интереса. Интернет - новация Эпохи Водолея. Поэтому многие эзотерики говорят о нем как о детище Будущего, которое еще не расцвело, не восстало в полную силу, но которое, подобно младенцу Гераклу, уже поражает воображение даже самых широко мыслящих энтузиастов. Интернет - это вовсе не совокупность терминалов, передающих станций и проводящих систем. Интернет - это органически взаимосвязанные технические системы и многокрасочное Интернет-сообщество. Это такого масштаба система "человек-машина", что вместе в совокупном синтезе они смогут в отдаленном будущем превзойти самые рискованные и отчаянно смелые прогнозы футурологов. Сеть - это мы все, получившие живой и свободный доступ друг к другу. Однако параллельно развитию технических систем Интернета происходит осознание этических и психологических проблем, связанных с коллективным развитием членов этого самого Интернет-сообщества.
Многие огрехи и недобросовестности людские напрямую связаны с возможностью сохранять втайне информацию о своих неблаговидных делишках. Открыто безобразничать, т.е. посягать на естественные образы гармонического общежития мало кто способен, разве что вконец обезумевший и потерявший всякий душевный самоконтроль агрессор. Открытое совершение дурного поступка - первейший из признаков социальной неадекватности, проще говоря, патогномичный признак серьезного душевного заболевания. В темноте же творить гадости иным даже приятно, а для многих вполне приемлемо, а иногда даже выгодно. Сам феномен Сети ставит под вопрос возможность сохранения тайны в тех масштабах, в каких это могло иметь место в еще недавнем прошлом. Сеть раскрывает каждого из нас всем тем, кому мы интересны и кто интересен нам.
Сеть - это пространство доверия, поле уважения, шанс проявить действительную ненаигранную открытость и непоказную искренность. Сеть призывает нас стать самими собой. В одном из произведений Максим Горький отметил: "Все мы ходим голыми под нашими одеждами". Возможно, демонстративная нагота нудистов далеко не лучший способ обнаружения доверительности в отношениях, скорее он является чем-то достаточно эпатирующим, а потому компульсивным. Но все же Сеть открывает всех нас перед каждым и многими. Это ставит множество проблем перед теми, кто собирается принять участие в развивающейся жизни Интернета, так как сообщество пользователей сетевых терминалов существенно отличается от населения городов всем нам известного уходящего в небытие индустриального прошлого. Всем нам предлежит существенно измениться.
Свобода созидается организованностью связей. Этика и гуманность неразрывно связаны с добровольным предоставлением известных нам ресурсов развития интересующимся, а значит нуждающимся в них. Если аппетит силен, значит силен вдохновляющий его голод. Жажда и недостаток - две стороны одной медали поиска удовлетворения. Сеть по природе своей предназначена для распространения творческих продуктов, для обмена необходимым и диалогов о полезном. Однако от тех, кто воспользуется предоставляемым ему ресурсом, было бы вполне естественно ожидать добровольного ответного жеста в виде конкретной копирайтной ссылки, так как естественно предположить, что ему самому захочется предоставить этот ресурс другим потребителям информации, к которым он относится с тем же уважением, что и к самому себе.
Кто-то определил современные развивающиеся образовательные системы как специфический институт особой власти, способствующей осознанному развитию человеческих сообществ. Интернет - пространство свободного бартера результатами творчества. Порождаясь в сознании людей, информационные потоки вторгаются в многомерное пространство Сети и начинают долгий путь своего развития, попеременно путешествуя из внутренних миров участников свободного обмена знаниями снова в Сеть и снова в души других размышляющих. Излучая, мы вправе рассчитывать на заслуженное получение эквивалентного. Сколь бы то ни показалось странным, но именно такой прямой информационный бартер рано или поздно приведет к редуцированию роли денег в общественной жизни. Получится что-то созвучное максиме Блеза Паскаля: "Все наше достоинство - в мысли", люди станут гордиться собственным разумом и одаренностью не меньше, чем сейчас многие бахвалятся виллами, яхтами да понакупленными шедеврами старых мастеров.
Копирайт ценен как акт доброй воли. Копирайт целесообразен как фигура общения. Со временем люди перестанут в страхе прятаться за монитор и начнут подписываться своими подлинными именами, безо всяких там лукавых псевдонимов, подходящих разве что для разведчиков да мошенников, эпоха которых уже неминуемо отживает свой срок. Копирайт станет означает отказ и цитирующего, и автора от анонимности. Копирайт будет осознан как принятие на себя ответственности как за содержание излагаемого, так и за качество формы подачи информации. Руководствуясь чувством собственного достоинства, в нашем общем послезавтра участники Интернет-развития будут без опаски называть собственное имя, тем более, что этому будут способствовать уже сегодня вторгающиеся на рынок видео- и аудиосистемы, предоставляющие возможность живого общения в реальном времени.
Популярное имя, уважение сообщества единомышленников, доверие клиентов - таковы центральные ценности эпохи свободы распространения информации. Копирайт по сути представляет собой символические упоминание об одном из пережитков уходящего индустриального века, в котором каждый второй был жертвой синдрома "скупого рыцаря". Конечно, проблемы управления собственностью и справедливого распределения богатств будут решены не завтра и даже не через годы. В проблеме гарантированного проставления копирайта переплелись многие насущные вопросы организации жизни сообществ. Владение. Собственность. Право. Имущество. Деньги. Ответственность. Добросовестность. Совершенствование. Развитие. Достоинство. Богатство. Достояние. Наследование. Копирайт необходим для дальнейшего улучшения того, что в Сети непрестанно оказывается в свободном пользовании каждого из заинтересовавшихся конкретным материалом. Как иначе организовать обратную связь, необходимую для совершенствования тиражируемого в Сети творческого продукта? Однако проблема копирайта с приходом Интернета получила совершенно новое звучание. Не исключено, что со временем именно решение проблемы копирайта ознаменует окончательное утверждение экономических, этических и психологических императивов Новой Эпохи в жизни каждого из нас.

Hosted by uCoz