Требования к ПИ
. Принципы реализации пользовательского интерфейса
Минимизация усилий пользователя
при выполнении работы:
- сокращение длительности операций чтения, редактирования и поиска информации,
- уменьшение времени навигации и выбора команды,
- повышение общей продуктивности пользователя, заключающейся в объеме обработанных данных за определенный период времени.
- увеличение длительности устойчивой работы пользователя и др.
- Стилевая гибкость:
- возможность использовать различные интерфейсы с одним и тем же приложением, на практике реализуется с помощью таблицы стилей, в том числе возможность в выборе пользователем собственных установок ПИ (цвет, иконы, подсказки и пр.).
Наращивание функциональности:
- возможность развивать приложение без разрушения (т.е. оставаясь в рамках) существующего интерфейса.
Масштабируемость:
- возможность легко настраивать и расширять как интерфейс, так и само приложение при увеличении числа пользователей, рабочих мест, объема и характеристик данных.
Адаптивность к действиям пользователя:
- приложение должно допускать возможность ввода данных и команд множеством разных способов (клавиатура, мышь, другие устройства) и многовариативность доступа к прикладным функциям (иконы, “горячие клавиши”, меню …), кроме того, программа должна учитывать возможность перехода и возврат от окна к окну, от режима к режиму, и правильно обрабатывать такие ситуации.
Независимость в ресурсах:
- для создания пользовательского интерфейса должны предоставляться отдельные ресурсы, направленные на хранение и обработку данных, необходимых для поддержки пользователя (пользовательские словари, контекстно-зависимые списки, наборы данных по умолчанию или по последнему запросу, истории запросов и пр.)
Переносимость:
- при переходе на другую аппаратную (программную) платформу, должен осуществляется автоматически перенос и пользовательского интерфейса, и конечного приложения.
Методы оценки ПИ
Оценка ПИ должна быть объективной. Поэтому ее нельзя доверять ни пользователям (нет квалификации), ни дизайнерам (есть заинтересованность). К данной работе лучше привлекать специалистов по эргономике.
Для оценки необходимого уровня удобства интерфейса используются специальные экспертные анкеты, опросники, формуляры, check-листы.
В качестве методов используют:
Наблюдения за пользователями до использования ПИ, в процессе обучения и работы.
Отслеживание мотивации пользователя - мысли вслух, объяснение своих действий и намерений.
Постановка и протоколирование выполнения тестовых задач.
Цели и критерии оценки пользовательского интерфейса
Главная цель.
С точки зрения эргономики (науки о эффективном взаимодействии человека и техники), самое важное в приложении — создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.
Эффективность работы означает обеспечение точности, функциональной полноты и завершенности при выполнении производственных заданий на рабочем месте пользователя. Эффективность работы
отражает объем затраченных ресурсов при выполнении задачи, как вычислительных, так и психофизиологических.
Создание ПИ должно быть нацелено на показатели эффективности человеко-машинной системы, которые можно измерить количественно и объективно:
- Производительность труда
определяется средним количеством решенных задач полученным по результатам работы группы пользователей.
Точность работы (количество ошибок)
показатель точности включает процент ошибок, которые совершил пользователь: число ошибок набора, варианты ложных путей или ответвлений, число неправильных обращений к данным, запросов и пр.
Функциональная полнота
определяется тем, в какой степени произведенный пользователем продукт (результат работы), соответствует предъявленным к нему требованиям; отражает степень использования первичных и обработанных данных, списка необходимых процедур обработки или отчетов, число пропущенных технологических операций или этапов при выполнении поставленной пользователю задачи. Этот показатель может определяться через процент применения отдельных функций в работе.
Завершенность работы
описывает степень исполнения производственной задачи средним пользователем за определенный срок или период, долю (или длину очереди) неудовлетворенных (необработанных) заявок, процент продукции, находящейся на промежуточной стадии готовности, а также число пользователей, которые выполнили задание в фиксированные сроки.
Простота освоения
определяется временем освоения интерфейса, выхода на производительный уровень.
Удовлетворенность пользователя можно оценить путем проведения опроса (экспертной оценки) пользователей и по степени стресса, усталости, эмоционального состояния - по физиологическим и психологическим показателям.
Удовлетворенность пользователя от работы тесно связана с комфортностью его взаимодействия с приложением, и способствует сохранению профессиональных кадров на предприятии Заказчика за счет привлекательности работы на данном рабочем месте.
Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Высокая удовлетворенность от работы достигается в случае:
- Прозрачной для пользователя навигации и целевой ориентации в программе. Главное, чтобы было понятно, куда идем, и какую операцию программа после этого шага произведет.
- Ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения икон. В программе должны быть те слова и графические образы, которые пользователь знает или обязан знать по характеру его работы или занимаемой должности.
- Быстроты обучения при работе с программой, для чего необходимо использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия, их традиционное или общепринятое их расположение.
- Наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход “зависания” процессов и др.).
Удобный интерфейс помогает пользователю справиться с усталостью и напряжением при работе в условиях высокой ответственности за результат.
10 правил по проектированию качественных ПИ
David F. Kelly
Методология создания ПИ существует в зачаточном состоянии. Программист вынужден превращаться в художника и психолога одновременно, т.к. требуется адекватное понимание потребностей человека. Авторами наиболее удачных интерфейсов являются специалисты одновременно в области вычислительной техники, психологии и дизайна.
Суньте руки в карманы и забудьте на время о программировании. Займитесь проектированием. Единственный способ создать хороший интерфейс - начать разработку "с конца" с интерфейса конечных пользователей.
Не следует ждать пока проект будет реализован в виде программы. Гораздо важнее как можно скорее проверить проект у пользователя.
Структурируйте диалог. Создавайте подокна.
Проектируйте легко воспринимаемые не перегруженные экраны. Правило 7+-2.
Соблюдайте согласованность шрифтов, размеров, обозначений во всех окнах. Стандартизуйте имена. Не выносите на экран то, что в данный момент пользователю не нужно.
Начинайте с наброска на бумаге. Это быстрее генерации окон.
Используйте как мышь, так и клавиатуру.
Проанализируйте другие проекты.
Не старайтесь собрать сразу все требования пользователей. Проведите два 4-часовых совещания и приступайте к разработке. Остальные требования можно учесть позже.
Этапы проектирования интерфейса
Разработка пользовательского интерфейса (ПИ) ведется параллельно разработке программного продукта в целом и в основном предшествует его внедрению. Процесс разработки эргономичного ПИ разбивается на следующие этапы:
Анализ производственной деятельности
Анализ производственной деятельности пользователя, определение и спецификация его бизнес-функций. Формулировка требований к работе пользователя.
Построение пользовательской модели данных (ERD), формирование рабочих мест.
Проектирование ПИ
Bыбор показателей оценки пользовательского интерфейса.
Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с системой (функциональной модели) и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком (бумажный прототип ПИ).
Корректировка и детализация сценария взаимодействия, выбор и дополнение стандарта (руководства) для построения прототипа.
Разработка макетов и прототипов ПИ и их оценка в деловой игре, выбор окончательного варианта.
При проектировании пользовательского приведенная выше последовательность
не является строго обязательной. Проектировщик может представить диалог в экранных формах. Однако на этом этапе ГЛАВНОЕ согласовать и утвердить не вид экрана (это вторично и отражает скорее вкус и мастерство разработчика), а :
- структуры и домены вводимых, корректируемых и удаляемых данных, данные
NONULL,
действия осуществляемые при этом пользователем, ИС, СУБД и при необходимости операционной системой,
,
- условия поддержание целостности и бизнес-правила,
- триггера,
- сохраненные процедуры,
- обучение и/или функции помощи пользователю.
- На этом же этапе согласуются SQL-запросы.
Наиболее распространенной ошибкой разработчика является именно отсутствие четкой проработки выполняемых действий. Без этого дальнейшая реализация оказывается несогласованной и может оказаться не соответствующей квалификационным требованиям, а на практике требованиям пользователя.
Реализация ПИ
- Реализация ПИ в коде, создание тестовой версии (визуализация).
- Разработка средств поддержки пользователя (пользовательские словари, подсказки, сообщения, помощь и пр.) и их встраивание в программный код.
Испытания ПИ
- Usability тестирование тестовой версии ПИ по набору раннее определенных показателей.
- Подготовка пользовательской документации и разработка программы обучения.
Анализ деятельности пользователя
Необходимо тщательно продумать и осознать сценарий взаимодействия программы с пользователем, приведя его к оптимальной (относительно рассмотренных показателей) системе выполнения задач, и реализовать ПИ в соответствии с этой системой.
Для того, чтобы разобраться в технологии решения задач пользователя, разработчику необходимо выяснить следующие моменты (исследуя деятельность пользователя):
- Какая информация необходима пользователю для решения задачи?
- Какую информацию пользователь может игнорировать (не учитывать)?
- Совместно с пользователем разделить всю информацию на сигнальную, отображаемую, редактируемую, поисковую и результирующую.
- Какие решения пользователю необходимо принимать в процессе работы с программой?
- Может ли пользователь совершать несколько различных действий (решать несколько задач) одновременно?
- Какие типовые операции использует пользователь при решении задачи?
- Что произойдет, если пользователь будет действовать не по предписанному алгоритму, пропуская те или иные шаги или обходя их?
Пооперационный анализ эффективности ПИ
Для оценки продуктивности используются соответствующие показатели, проверяемые специалистами по эргономике в процессе usability тестирования рабочего прототипа.
Формирование таких показателей происходит в процессе определения требований к ПИ при изучении следующих вопросов:
- Что от пользователя требуется в первую очередь?
- Сколько информации, требующей обработки, поступает пользователю за период времени?
- Каковы требования к точности и скорости ввода информации?
- На какие операции пользователь тратит больше всего времени?
- Чем мы можем облегчить работу пользователя при решении типовых задач?
Сведения из инженерной психологии
Прием информации оператором.
Абсолютный порог восприятия 1 угл.минута. Поле зрения по эффективности восприятия содержит 3 зоны:
- Центральная 4 гр. - ясное видение.
- Ясного видения 30-35 гр - цвет, форма, но без мелких деталей.
- Периферическая 70-75 гр. - объект обнаруживается, но не воспринимается.
- Оперативная зона 10 гр.
Алфавиты кодировки ГПИ
(таблица)
- Буквенно-цифровое.
- Кодирование формой. Длина 20 знаков, опт длина - 12-15 знаков. Наиболее быстро воспринимаются изломы кривизны.
- Цветовое кодирование. Длина - 15, опт - 7.
- Кодирование величиной . длина - 5 , опт - 3.
- Кодирование яркостью. Длина - 4, опт - 2. Яркость 1:5.
- Кодирование частотой. Длина - 4, опт - 2. Порог 6-8 гц.
Логарифмический закон восприятия: восприятие=
Lg (интенсивность).
ПИ как в пословице - встречают по одежке, а если ума нет, то и провожают также.
Проблемы, возникающие на этапе разработки прототипа ПИ и варианты их решения
Учет особенностей устройств ввода/вывода информации, используемых пользователем, например:
- размер экрана монитора
- разрешение экрана
- цветовая палитра
- характеристики звуковой (качество воспроизведения речи) и видеокарты (скорость вывода при анимации)
- вид мыши
- тип клавиатуры
- необходимость дополнительного оборудования (штрих-декодера, светового пера сенсорного экрана и др.).
Специфика интерактивных элементов, связанная с выбором платформы, стандартных библиотек:
- программная организация ввода/вывода информации
- изменение и создание новых элементов форм (контролов)
- приобретение нестандартных библиотек у других фирм.
Выбор технологии и методов ведения диалога программы с пользователем:
- степень активности пользователя при взаимодействии (автоматический режим или перехват управления программой на себя, визарды, обеспечение доступа ко всем средствам интерфейса независимо от действий пользователя)
- степень учета ситуации (контекстные подсказки, меню дальнейших событий или объектов, запоминание типичных путей диалога)
- соответствие ожиданиям пользователя (предсказание, предобработка, предформатирование)
- устойчивость, терпимость к ошибкам пользователя путем исправления типичных ошибок
- дублирование вручную отдельных функций системы и дополнительные контрольные процедуры работы отдельных режимов
- настройка ПИ на различный уровень подготовки пользователя (образность или метафоричность предметной области в противовес сокращениям и горячим клавишам)
- степень адаптивности ПИ под предпочтения пользователя (изменение способа и порядка отображения, перекомпоновка экрана, выбор отдельных характеристик (стиля) и пр.)
- настройка ПИ на специфику задачи (новый формат данных, изменение набора объектов, дополнение атрибутов объектов)
Размещение информации и управляющих элементов в поле экрана, в окне. При композиции экрана необходимо учитывать ограниченные размеры пространства экрана, в связи с чем возникает задача оптимального расположения максимально возможного объема информации путем:
- логической увязкой данных в зависимости от алгоритма работы пользователя, а не ориентацией на структуру и последовательность физических таблиц данных
- определения уровня “детальности – обобщенности” вывода информации (нахождение компромисса между желанием вывести много записей одновременно и/или сразу увидеть детальную информацию по каждой из них)
- выделения важной информации на экране
- четкого определения основных и вспомогательных блоков информации
- определения статических полей на экране, а также полей, где информация периодически изменяется
- избегания перекрывающихся окон на экране
- применения принципов гармонии при компоновке экрана (симметрия, баланса масс, соблюдение пропорций, сочетание цветов)
Формирование обратной связи между пользователем и приложением:
- показ актуального состояния системы, режима работы системы (автономного, штатного, защищенного и пр.) и режима взаимодействия (например, отображение, редактирование или поиск данных).
- вывод отдельных, важных для рабочей операции данных и показателей
- отражение действий пользователя (нажатия клавиш, запуск процесса, динамика выполнения процесса, получение ожидаемого и иного результата)
- ясность и информативность сообщений системы.
Проектирование панелей меню и инструментов (toolbars) и выбор пунктов в них:
- логическая и смысловая группировка пунктов
- фиксированная позиция панелей на экране
- ограничение на ширину списка выборов и шагов (глубины) меню
- использование привычных названий, широко распространенных икон-пиктограмм, традиционных икон-символов и аккуратное введение сокращений
- размещение наиболее часто используемых пунктов (обычно в начале списка).
Разработка средств ориентации и навигации:
- легкость определения своего местонахождения и указание направления следования
- удобный переход от обобщенного взгляда до конкретных деталей (варьирование степени детализации рассматриваемых объектов)
быстрый поиск в списке или таблице
указание на дополнительно существующую информацию и способ ее получения
использование средств листания и прокрутки.
Создание форм для ввода данных:
- использования одного или нескольких механизмов ввода в рамках режима (клавиатура, мышь, штрих-декодер, световое перо, др.)
- определение способов ввода данных (таблицы, списки, простая форма, меню и пр.)
- минимизация объема ввода
- выделение редактируемых обязательных и необязательных, а также нередактируемых полей
- использование механизмов быстрого ввода (по умолчанию, сокращения, с продолжением и пр.)
- Выделение введенной или отредактированной информации.
Дополнительные сведения об эргономике ПИ можно получить из источников:
- Эргономические стандарты, которые описывают требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса, основной стандарт – ISO 9241- (части 1,2, 11)
- Стандарты, определяющие требования к продуктам и элементам дизайна пользовательского интерфейса, отраженные в выпусках ISO 9241
- (3-10, 12-17).
Руководства по дизайну ПИ от производителей программных платформ, таких как Microsoft, Sun, Apple.
Внутрикорпоративные руководства и стандарты.
Предложения и рекомендации специалистов по эргономике.
Источники:
1. Виктор Андреев. О чем надо помнить при разработке пользовательского интерфейса.
Дата публикации: 17 мая 2001 г. www.usability.ru