Требования к ПИ. Принципы реализации пользовательского интерфейса

 

Минимизация усилий пользователя при выполнении работы:

Стилевая гибкость:
Наращивание функциональности:
Масштабируемость:
Адаптивность к действиям пользователя:
Независимость в ресурсах:
Переносимость:

 

Методы оценки ПИ

Оценка ПИ должна быть объективной. Поэтому ее нельзя доверять ни пользователям (нет квалификации), ни дизайнерам (есть заинтересованность). К данной работе лучше привлекать специалистов по эргономике.

Для оценки необходимого уровня удобства интерфейса используются специальные экспертные анкеты, опросники, формуляры, check-листы.

В качестве методов используют:

 

Цели и критерии оценки пользовательского интерфейса

Главная цель. С точки зрения эргономики (науки о эффективном взаимодействии человека и техники), самое важное в приложении — создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.

Эффективность работы означает обеспечение точности, функциональной полноты и завершенности при выполнении производственных заданий на рабочем месте пользователя. Эффективность работы отражает объем затраченных ресурсов при выполнении задачи, как вычислительных, так и психофизиологических.

Создание ПИ должно быть нацелено на показатели эффективности человеко-машинной системы, которые можно измерить количественно и объективно:

Производительность труда
определяется средним количеством решенных задач полученным по результатам работы группы пользователей.
Точность работы (количество ошибок)
показатель точности включает процент ошибок, которые совершил пользователь: число ошибок набора, варианты ложных путей или ответвлений, число неправильных обращений к данным, запросов и пр.
Функциональная полнота
определяется тем, в какой степени произведенный пользователем продукт (результат работы), соответствует предъявленным к нему требованиям; отражает степень использования первичных и обработанных данных, списка необходимых процедур обработки или отчетов, число пропущенных технологических операций или этапов при выполнении поставленной пользователю задачи. Этот показатель может определяться через процент применения отдельных функций в работе.
Завершенность работы
описывает степень исполнения производственной задачи средним пользователем за определенный срок или период, долю (или длину очереди) неудовлетворенных (необработанных) заявок, процент продукции, находящейся на промежуточной стадии готовности, а также число пользователей, которые выполнили задание в фиксированные сроки.
Простота освоения
определяется временем освоения интерфейса, выхода на производительный уровень.

Удовлетворенность пользователя можно оценить путем проведения опроса (экспертной оценки) пользователей и по степени стресса, усталости, эмоционального состояния - по физиологическим и психологическим показателям.

Удовлетворенность пользователя от работы тесно связана с комфортностью его взаимодействия с приложением, и способствует сохранению профессиональных кадров на предприятии Заказчика за счет привлекательности работы на данном рабочем месте.

Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Высокая удовлетворенность от работы достигается в случае:

Удобный интерфейс помогает пользователю справиться с усталостью и напряжением при работе в условиях высокой ответственности за результат.

 

10 правил по проектированию качественных ПИ David F. Kelly

  1. Методология создания ПИ существует в зачаточном состоянии. Программист вынужден превращаться в художника и психолога одновременно, т.к. требуется адекватное понимание потребностей человека. Авторами наиболее удачных интерфейсов являются специалисты одновременно в области вычислительной техники, психологии и дизайна.
  2. Суньте руки в карманы и забудьте на время о программировании. Займитесь проектированием. Единственный способ создать хороший интерфейс - начать разработку "с конца" с интерфейса конечных пользователей.
  3. Не следует ждать пока проект будет реализован в виде программы. Гораздо важнее как можно скорее проверить проект у пользователя.
  4. Структурируйте диалог. Создавайте подокна.
  5. Проектируйте легко воспринимаемые не перегруженные экраны. Правило 7+-2.
  6. Соблюдайте согласованность шрифтов, размеров, обозначений во всех окнах. Стандартизуйте имена. Не выносите на экран то, что в данный момент пользователю не нужно.
  7. Начинайте с наброска на бумаге. Это быстрее генерации окон.
  8. Используйте как мышь, так и клавиатуру.
  9. Проанализируйте другие проекты.
  10. Не старайтесь собрать сразу все требования пользователей. Проведите два 4-часовых совещания и приступайте к разработке. Остальные требования можно учесть позже.

Этапы проектирования интерфейса

Разработка пользовательского интерфейса (ПИ) ведется параллельно разработке программного продукта в целом и в основном предшествует его внедрению. Процесс разработки эргономичного ПИ разбивается на следующие этапы:

Анализ производственной деятельности

  1. Анализ производственной деятельности пользователя, определение и спецификация его бизнес-функций. Формулировка требований к работе пользователя.
  2. Построение пользовательской модели данных (ERD), формирование рабочих мест.
  3. Проектирование ПИ

  4. Bыбор показателей оценки пользовательского интерфейса.
  5. Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с системой (функциональной модели) и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком (бумажный прототип ПИ).
  6. Корректировка и детализация сценария взаимодействия, выбор и дополнение стандарта (руководства) для построения прототипа.
  7. Разработка макетов и прототипов ПИ и их оценка в деловой игре, выбор окончательного варианта.

При проектировании пользовательского приведенная выше последовательность не является строго обязательной. Проектировщик может представить диалог в экранных формах. Однако на этом этапе ГЛАВНОЕ согласовать и утвердить не вид экрана (это вторично и отражает скорее вкус и мастерство разработчика), а :

Наиболее распространенной ошибкой разработчика является именно отсутствие четкой проработки выполняемых действий. Без этого дальнейшая реализация оказывается несогласованной и может оказаться не соответствующей квалификационным требованиям, а на практике требованиям пользователя.

Реализация ПИ

  1. Реализация ПИ в коде, создание тестовой версии (визуализация).
  2. Разработка средств поддержки пользователя (пользовательские словари, подсказки, сообщения, помощь и пр.) и их встраивание в программный код.
  3. Испытания ПИ

  4. Usability тестирование тестовой версии ПИ по набору раннее определенных показателей.
  5. Подготовка пользовательской документации и разработка программы обучения.

Анализ деятельности пользователя

Необходимо тщательно продумать и осознать сценарий взаимодействия программы с пользователем, приведя его к оптимальной (относительно рассмотренных показателей) системе выполнения задач, и реализовать ПИ в соответствии с этой системой.

Для того, чтобы разобраться в технологии решения задач пользователя, разработчику необходимо выяснить следующие моменты (исследуя деятельность пользователя):

        1. Какая информация необходима пользователю для решения задачи?
        2. Какую информацию пользователь может игнорировать (не учитывать)?
        3. Совместно с пользователем разделить всю информацию на сигнальную, отображаемую, редактируемую, поисковую и результирующую.
        4. Какие решения пользователю необходимо принимать в процессе работы с программой?
        5. Может ли пользователь совершать несколько различных действий (решать несколько задач) одновременно?
        6. Какие типовые операции использует пользователь при решении задачи?
        7. Что произойдет, если пользователь будет действовать не по предписанному алгоритму, пропуская те или иные шаги или обходя их?

 

Пооперационный анализ эффективности ПИ

Для оценки продуктивности используются соответствующие показатели, проверяемые специалистами по эргономике в процессе usability тестирования рабочего прототипа.

Формирование таких показателей происходит в процессе определения требований к ПИ при изучении следующих вопросов:

        1. Что от пользователя требуется в первую очередь?
        2. Сколько информации, требующей обработки, поступает пользователю за период времени?
        3. Каковы требования к точности и скорости ввода информации?
        4. На какие операции пользователь тратит больше всего времени?
        5. Чем мы можем облегчить работу пользователя при решении типовых задач?

Сведения из инженерной психологии

Прием информации оператором.

Абсолютный порог восприятия 1 угл.минута. Поле зрения по эффективности восприятия содержит 3 зоны:

 

Алфавиты кодировки ГПИ (таблица)

 

Логарифмический закон восприятия: восприятие= Lg (интенсивность).

 

ПИ как в пословице - встречают по одежке, а если ума нет, то и провожают также.

 

Проблемы, возникающие на этапе разработки прототипа ПИ и варианты их решения

Учет особенностей устройств ввода/вывода информации, используемых пользователем, например:

Специфика интерактивных элементов, связанная с выбором платформы, стандартных библиотек:

Выбор технологии и методов ведения диалога программы с пользователем:

Размещение информации и управляющих элементов в поле экрана, в окне. При композиции экрана необходимо учитывать ограниченные размеры пространства экрана, в связи с чем возникает задача оптимального расположения максимально возможного объема информации путем:

Формирование обратной связи между пользователем и приложением:

Проектирование панелей меню и инструментов (toolbars) и выбор пунктов в них:

Разработка средств ориентации и навигации:

Создание форм для ввода данных:

 

Дополнительные сведения об эргономике ПИ можно получить из источников:

  1. Эргономические стандарты, которые описывают требования к процессу и процедурам разработки и оценки пользовательского интерфейса, основной стандарт – ISO 9241- (части 1,2, 11)
  2. Стандарты, определяющие требования к продуктам и элементам дизайна пользовательского интерфейса, отраженные в выпусках ISO 9241- (3-10, 12-17).
  3. Руководства по дизайну ПИ от производителей программных платформ, таких как Microsoft, Sun, Apple.
  4. Внутрикорпоративные руководства и стандарты.
  5. Предложения и рекомендации специалистов по эргономике.


Источники:

1. Виктор Андреев. О чем надо помнить при разработке пользовательского интерфейса. Дата публикации: 17 мая 2001 г. www.usability.ru

Hosted by uCoz