БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ HOMO SAPIENS

Предисловие автора *

Введение *

ИНСТИНКТЫ И БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ *

Животные *

Фундаментальный принцип размножения - принцип незаменимости самки. *

Внутригрупповая иерархия *

В чем проблема? *

Об инстинктах и культуре *

Об алкоголе *

Внебрачные дети *

Мужья и любовники *

Так кого же больше? *

Происхождение семьи, проституции и группового брака *

Ещё о выборе *

Эгоизм и эгоцентризм *

Об особенностях поведения мужчин и женщин *

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОДИНОКИМ *

ЗАКЛЮЧЕНИЕ *

Литература *

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Отношения между мужчинами и женщинами одна из тех немногих тем, которая интересует человека, начиная с раннего детства и до конца жизни. И сколько бы об этом не говорили и не писали, тема остается неисчерпаемой, как и сама жизнь. Казалось бы, автор берется за неблагодарную и непосильную задачу. Однако, если строго ограничить круг рассматриваемых вопросов, то окажется что многие “вечные загадки бытия” уже давно разгаданы, но по-прежнему неизвестны широкому кругу, то ли из-за их специального узкопрофессионального изложения, то ли от того, что они мало доступны, то ли из-за того, что многие факты нашей биологической природы принимаются в штыки даже просвещенным и непредубежденным читателем.

Теперь о названии. Прежде всего, под брачными отношениями мы будем понимать их так, как понимают этологи (ученые, изучающие психологию животных). А именно, это отношения между особями разного пола, состоящими в сексуальных отношениях или хотя бы одна из этих особей имеет потребность вступить в такие отношения. При этом у людей сексуальная окраска поведения, может до конца не осознаваться, а сексуальный акт сознательно не планироваться.

Не все в инстинктивной природе человека нас возвышает, не всякая правда нравится. Ничего не поделаешь - инстинкты вырабатываются медленно, так же долго, как и новые органы, а, став ненужными, перестраиваются или разрушаются тоже медленно, не быстрее, чем морфологические приспособления - число пальцев или строение зубов.

Я заранее приношу свои извинения той части читателей, которые будут шокированы или возмущены кажущимися аморальными устремлениями или поведением самцов и самок, включая мужчин и женщин. Инстинкты, описанные ниже, не могут быть моральными или аморальными – они просто есть!

В настоящей работе автор опирается на труды психологов, этологов, философов, достижения науки о природе человека. Так как данные записки носят не научный, а просветительский характер, а автор не претендует на лавры первооткрывателя, то, чтобы облегчить чтение и восприятие изложенных ниже идей, в текст во многих местах включены цитаты из списка литературы без соответствующих ссылок. Тем более, что автором многие заимствованные фразы и идеи трансформированы (как синтаксически, так и семантически) весьма существенно. Такая практика характерна при подготовке популярных, научно-популярных и учебных лекций, где главная цель не чей-то персональный приоритет, а интересы слушателей, в данном случае читателей. Более того, данная работа постоянно претерпевает изменения, в нее включаются новые факты, мысли, идеи и, естественно, цитаты. Автор готов даже признать, что он в меньшей мере автор, чем составитель, и в данной работе в качестве основы избрана статья А. Протопопова. "ТРАКТАТ О ЛЮБВИ, как её понимает жуткий зануда". (Доступно в Интернет www.chat.ru/~protopop).

В любом случае, автор берет на себя ответственность за все изложенное ниже.

Какую же цель ставит перед собой автор? В первую очередь просветить и помочь, ибо, что мы желаем родным и близким, друзьям и знакомым и даже малознакомым кроме здоровья? Прежде всего “счастья в личной жизни”, подразумевая в значительной мере отношения с противоположным полом. Поэтому целью настоящей работы является попытка вскрыть био-психологическую, инстинктивную природу этих отношений. Насколько она удалась судить читателю.

ВВЕДЕНИЕ

Истинное знание - знание причин.

Г. Галилей

До сих пор все попытки общества просветить молодых людей (и не только их) в вопросах выбора партнера для брака крайне односторонни. Об этом обычно говорится бессистемно, противоречиво, и, в основном, неубедительно. По сути, всё сводится к рекомендации “съесть пуд соли” и следовать бесплатным советам умудренных жизненным опытом друзей и родителей. Однако съеденный пуд соли - ещё не гарантия, что в браке или совместном проживании всё будет хорошо, а с другой стороны за это время можно упустить не один, действительно подходящий вариант. Что касается чужого опыта, то, если это не советы профессионала-психолога, он практически не применим, и носит бытовой характер: “А вот я знаю случай…”

В течение всей культурной истории человечества считалось желательным доверяться в выборе партнера чувству любви, в последние же десятилетия и того более – массовая и особенно телевизионная культура построена исключительно на демонстрации трепетных чувств и техники секса в ущерб выбору с участием разума. Однако до сих пор никак не доказано, что это доверие к чувствам полностью оправдано - ведь разница между любовью “на всю оставшуюся жизнь” и минутной симпатией чисто количественная, а не качественная. Вместо этого объясняются и красочно описываются возникающие любовные чувства и ощущения, а внутренняя логика этих явлений остаётся за кадром, или просто отрицается, относимая к чему-то сверхъестественному. Не следует искать тайну там, где её нет - все эти иррациональности любви на деле вполне рациональны, логичны, и по-своему разумны. Для того, чтобы увидеть эту рациональность, необходимо только лишь перейти к другой системе координат - от культурной к биологической. Конкретно, речь пойдет об инстинктивных основах брачного поведения людей как биологического вида.

Полагаю, что знание логики брачного поведения не обеднит восприятие любви, как самого прекрасного из чувств, подобно тому, что знание устройства цветка не мешает ботанику восхищаться его красотой. Знание не бывает лишним.

Много ли инстинктивных действий мы можем наблюдать у человека? Обычный ответ: немного, может быть три, пять... Оказывается, их сотни.

Инстинктивные основы поведения изучает наука этология, однако, широкодоступных публикаций на тему этологии брачного поведения людей практически нет, и я надеюсь, что данная работа этот пробел в какой-то мере восполнит.

ИНСТИНКТЫ И БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Животные

Все высшие формы жизни на земле размножаются исключительно половым способом. Отметим, что при таком способе наследуется минимум генетических ошибок, что дает дополнительные шансы выживания человеческого и других видов. Для того чтобы вывести новую или улучшить имеющуюся породу человек отбирает лучших особей производителей. Как же природа могла бы это реализовать на практике? Ведь для этого необходим некий селекционер – Судья, принимающий решения о том, кто достоин, а кто – нет оставить потомство. Вполне допустимо, чтобы этот Судья был не один, главное - чтобы все они судили более-менее справедливо.

И таких судей много, - называются они самками. Именно они выносят вердикт, кому из самцов продолжиться в потомках, а кому - нет. Поэтому такой отбор называется половым.

Отверженных самок в животном мире не бывает. Ведь одного самца бывает достаточно для оплодотворения многих самок, причём предела своей потенциальной плодовитости он, как правило, далеко не достигает. Поскольку количество самцов в популяции обычно примерно равно количеству самок, а, следовательно, оплодотворяющие возможности их в популяции сильно избыточны, то самки практически всегда имеют более или менее широкий выбор. Он может быть замаскирован, но, тем не менее, всегда имеет место. На практике так оно и есть. У морских котиков 1/6 всех самцов оплодотворяют 5/6 всех самок, остальные вынуждены делать вид, что им это не очень-то и надо... Ещё более резкие диспропорции наблюдаются у морских львов, где 4% самцов обеспечивают 88% спариваний! Такая картина типична для всех стадных животных. Для ускорения отбора, и придания ему целенаправленности, какая-то часть, в принципе потентных самцов обязательно будет исключена из процесса размножения с соответствующим ростом доли остальных.

Кроме того, самцов обычно рождается чуть больше, чем самок (и тем больше, чем хуже живётся виду - так обеспечивается необходимое для выживания разнообразие). Все это оставляет самкам пространство для выбора.

Фундаментальный принцип раздельнополого размножения -
принцип незаменимости самки.

Из принципа незаменимости самки следуют принципиальные же отличия поведения самок и самцов. Поскольку самки представляют гораздо большую ценность для выживания популяции, а самцы рождаются в объективно избыточном количестве, следовательно, персональная ценность самца для вида гораздо ниже. Это обстоятельство закреплено в соответствующих инстинктах, требующих от самок проявлять осторожность, избегать риска, заботиться о себе, и требовать заботы о себе от окружающих. В рамках этого инстинкта, к примеру, женщины более эгоцентричны, и больше доверяют интуиции и чувствам, чем логике. Интуиция и чувства основаны на практическом опыте, в том числе всего вида, то есть, проверены индивидуальной и видовой практикой, а потому бессознательно считаются ими чем-то более надёжным.

Давно замечено, что соотношение новорождённых самцов и самок сильно зависит от условий существования вида. В неблагоприятных условиях, например во время войны, увеличивается доля новорожденных мальчиков, таким образом увеличивается разнообразие, ускоряется и ужесточается отбор, а тем самым и адаптация вида к новым условиям. В благоприятных условиях рождается больше девочек (самок), что создает условия быстрого роста численности вида.

Внутригрупповая иерархия

Равноправия нет нигде, не было и не будет! Если группе мышей давать корм, то скоро можно заметить, что каждый раз лучшие и большие куски достаются одним и тем же особям. Они занимают лучшие места для отдыха и имеют наибольшее количество спариваний. Другие особи, довольствуются тем, что осталось от первых; третьи - от вторых, и так далее... То есть, имеет место определённая внутригрупповая иерархия. Такая иерархия характерна для всех живых существ, ведущих сколь-нибудь групповой образ жизни. Места (ранги) в этой иерархии принято обозначать буквами греческого алфавита: альфа – самая высокопоставленная особь, омега - соответственно, самая низкопоставленная.

Очевидно, что ранг в этой иерархии имеет первостепенное значение для каждой особи, поэтому члены группы постоянно соперничают между собой за повышение своего ранга или сохранение достигнутого. Причём, чем выше ранг, тем острее борьба. Иногда даже, что альфа меньше получает жизненных благ, чем бета - ему некогда, он занят борьбой. Однако он сохраняет возможность, по крайней мере теоретическую, отнять все, что пожелает у беты.

Увы, на дне самоорганизующейся пирамиды животные во многом деградируют. “Подонки” - малоприятные существа, страдающие от трусости, зависти, нерешительности и подавляемой агрессивности, которую они могут переадресовывать только неодушевленным предметам.

Человеку, попавшему на дно, тоже очень трудно сохранить себя и не деградировать. Люди дна, нуждаясь в разрядке, часто агрессивны и жестоки, совершая преступления и акты “бессмысленного вандализма”.

Этологи обнаружили, что у некоторых видов общественных животных есть особи, уклоняющиеся от иерархических стычек. И не потому, что боятся. Просто для них это как бы не представляет интереса. Наблюдения за шимпанзе в природной обстановке позволили обнаружить особей с подобным поведением. Они состоят в группе, не занимая в ней ни самого высокого, ни самого низкого положения, и, в крайнем случае, могут дать отпор агрессии. Но обычно они в иерархические стычки не ввязываются, продолжая заниматься своими делами. Некоторые даже пытаются, и притом небезуспешно, примирять ссорящихся, обнимая и того и другого. Внутри группы шимпанзе много значат симпатии, на основе которых возникают особые дружеские связи, порой довольно теплые и долговременные. Оказывается, что с не любящими постоянно утверждать свой ранг самцами могут дружить иерархичные самцы, в том числе и высокого ранга. Значит, последние оценивают положение своего друга в группе как достойное. Для некоторых людей иерархическая борьба тоже неинтересна. У них другие ценности и другие способы самоутверждения.

Если свобода - это возможность делать, что хочется, ни от кого не зависеть и никому не подчиняться и иметь все, что хочешь, то такой свободы животное достигает, заняв вершину пирамиды, а человек - достигнув власти и богатства. Если свобода - это неучастие в иерархических стычках, то и у людей такая программа есть, но хотят жить согласно ей немногие. Ведь она предполагает, что я не только никому не подчиняюсь, но и никого не подчиняю себе. Лишнего имущества, семьи и детей такому лучше не иметь: во-первых, это все нужно защищать, а во-вторых, они ограничивают свободу. Убежденные и принявшие по собственной воле такую свободу мужчины и очень редкие женщины, как правило, остаются одинокими на всю жизнь. Что ж – каждому свое…

Согласно своей биологической природе, человек изначально (в “естественном состоянии”) чувствует за собой право на территорию и собственность и хочет, чтобы они были защищены от посягательств, хотя с другой стороны, склонен посягать на территорию и собственность других. Однако в природе часто действует принцип справедливости даже более слабый самец в состоянии изгнать более сильного со своей территории( К.Лоренц).

Демократия использует неизбежную для человека пирамидальную схему организации и подчинения, но цивилизует ее путем избирательной системы, разделения властей и независимости средств информации. Это лишает иерархическую структуру ее антигуманной сущности и заставляет ее в значительной степени работать на благо всех людей, а не только тех, кто находится на вершине пирамиды. Как сказал когда-то У. Черчиль, демократия не есть идеальная форма правления, но она самая лучшая из всех форм, найденных человеком.

Будем различать ранговый потенциал – как врожденную биологическую силу; ранг – как реально существующее место в иерархии и визуальный ранг – как оценку в глазах других.

Поскольку иерархическое поведение проявляется у самых разных видов, в том числе у самых примитивных, практически неспособных к обучению, то можно уверенно считать, что величина рангового потенциала даётся особи при рождении. Причём специфическое высоко-, или низкоранговое поведение начинает проявляться с первых дней жизни. Значит, поведение особи в иерархии регулируется генетически, врождёнными поведенческими программами, то есть инстинктами.

Решающим компонентом рангового потенциала является УВЕРЕННОСТЬ в своем превосходстве (по определению В. Леви - наглость) - возможно, и довольно часто, особыми достоинствами не подкреплённая и ни на чём не основанная. Обычно, альфа с большой решимостью, упорством (настрырностью) и удовольствием занимается внутригрупповой борьбой, которая для него нередко становится самоцелью. Омеге эта борьба гораздо менее приятна - он более уступчив. Отсюда, есть и другой параметр, влияющий на ранговый потенциал - это степень конфликтности (или, наоборот, уступчивости). Приемлемая для каждой особи величина конфликтной напряжённости напрямую связана с ранговым потенциалом - чем ниже ранговый потенциал особи, тем менее напряжённый конфликт вызывает у неё дискомфортные ощущения. Доминантность - это в значительной степени “настырность”. Высокий ранг достается необязательно тому, кто сильнее. Он достается тому, кто активно агрессивен: любит навязывать конфликт, много и умело угрожает, а сам сравнительно легко выдерживает чужие угрозы и быстро оправляется после поражения.

У людей действительный ранг имеет мозаичный характер, что обусловлено давлением внешнего окружения и опыта. В чем-то человек может быть первым, а в чем-то и последним. Фактический ранг зависит также от условий роста, формирования и воспитания особи, могущих как усиливать, так и ослаблять врождённые задатки. Если низкоранговый человек занимает высокую, но конфликтную должность, то он имеет все шансы на инфаркт, гипертонию, рак или инсульт, так как ему трудно выдерживать борьбу и конфликты.

Из мозаичности ранга, как обобщающего понятия, вытекает понятие визуального ранга, как совокупности сигнальных признаков, возможно второстепенных, но выраженных достаточно ярко для срабатывания инстинктов у других особей. Человек, страдающий нарциссизмом (влюблённостью в самого себя), может на кого-то из окружающих производить впечатление высокорангового. Но при этом он может быть напрочь лишён способности бороться за место под солнцем, что есть сущность высокого ранга. Существует большое количество мужчин, непринуждённо смелых с женщинами, но генетически несмелых и уступчивых в условиях, когда нужно по-настоящему бороться. И наоборот, дружелюбный внеиерархичный человек, пусть даже неплохо устроившийся в жизни, может производить впечатление низкорангового.

Мужчины любят представлять себя в наиболее выгодном свете. Они используют для саморекламы весьма примитивный репертуар. Но в отличие от своих родственников из животного мира, мужчины имеют на руках козырную карту - красноречие. Они начинают с автопортрета, очень часто употребляя слово "Я", и давая себе исключительно позитивную оценку. Короче, они хотят сказать одно "Я самый, самый, самый"...

В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов со многими людьми. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. При этом порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов, накопленная агрессия вырывается без всякого повода. И важно помнить, что, ограждая агрессивную личность от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность, а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией. Особенно легко агрессия проявляется при усталости, болезни, стрессе, в старости, при вынужденном тесном общении. Вот почему так важно в семье иметь возможность уединиться, провести время раздельно, безобидно “выпустить пар”.

Мы можем научиться сносно управлять своей агрессивностью, но полностью устранить ее не можем, ведь это один из сильнейших инстинктов человека. Цивилизованный, культурный, творческий человек "разряжается" в "борьбе" с трудностями - на работе, в спорте, активном отдыхе. Антиподы "разряжаются" на других людей или снимают агрессивность с помощью зрелищ, алкоголя, наркотиков, немотивированной агрессивностью и т.п.

Ребенок проявляет первые признаки агрессивности (борьбы за высокое место в иерархии) задолго до того, как научится говорить. Наблюдая развитие ребенка, легко установить, что первые проявления агрессии у него жестокие: он бьет руками мать по лицу, пинается, неожиданно кусает. Из-за того, что он маленький и слабый, никто не замечает грозности его намерений. Позднее ребенок замещает покушение демонстрацией: машет рукой, топает, кричит, а дерется и кусается все реже.

Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать между собой иерархические отношения в первые же годы жизни; позднее они начинают играть в иерархические игры с агрессивными сюжетами, а в подростковом возрасте образуют между собой жесткую пирамидальную структуру соподчинения.

Высокая агрессивность подростков, и их дерзость со взрослыми объясняются тем, что подростку приходится пробиваться в иерархии снизу вверх, а это очень сложно - занявшие верхние ярусы иерархии взрослые свой ранг стремятся сохранить. Совершая антиобщественный поступок, подросток тем самым как бы заявляет окружающим: “Я не намерен вам подчиняться, а вы сами должны подчиняться мне. Или докажите, что ваш ранг выше”. То есть, антиобщественное агрессивное, деструктивное, хулиганское поведение (противопоставление себя окружающим) имеет глубочайшие инстинктивные корни, столь же глубокие, как и стремление к образованию иерархий. Антиобщественное поведение подростков дает выход их накопленной агрессивности. Особенно это проявляется у части омег – они могут быть подавлены дважды взрослыми и другими детьми. Это - переадресация агрессии. Один из выходов – нейтральная переадресация, например, в компьютерных играх.

Как распознать ранг собеседника? Чем ближе ваши ранговые потенциалы, тем это сложнее сделать, по крайней мере, сразу. Помимо очевидной уверенности и бесцеремонности, косвенно о высоком потенциале свидетельствует (по крайней мере, у мужчин) осанка, походка (ходит гоголем, одежда свободно расстегнута), смотрит и не отводит глаза. И наоборот, наглухо застёгнутая одежда, тихий голос, привычка часто скрещивать руки на груди, бегающий взгляд говорят о низком потенциале.

В чем проблема?

Почему, стремясь друг к другу, мужчины и женщины никак не могут друг друга найти? А потому, что поиск ведут в разные стороны, ибо имеют разные цели своих устремлений. Как уже было сказано, принцип разделения полов предполагает, что небольшая часть самцов в природе оплодотворяет большую часть самок, вынуждая таким образом, большую часть самцов изображать закоренелых холостяков. Такая стратегия позволяет быстро закрепить в потомстве появляющиеся полезные признаки, избавляя самок от воспроизводства ненужных генов. Поэтому необходимо, чтобы самцы и самки вели себя существенно различно при поиске брачного партнера.

Так как мужчина отвечает за изменчивость вида, то при появлении у него нового полезного признака потенциально он может передать его нескольким сотням и даже тысячам своих потомков, в отличие от женщины, которая может родить, как правило, не более 10-20 детей.

С позиций выживания вида любой самец должен стремиться оплодотворить как можно больше самок, как бы предполагая себя носителем уникально-полезных генов. Биологи считают, что красота, привлекательность - это искренний, откровенный сигнал, связанный с успехом в репродукции. Красота - признак хороших генов. Так что общественное мнение не зря сквозь пальцы смотрит на мужскую неверность - такова инстинктивная программа, и с биологических позиций весьма, надо сказать, полезная. Самец не должен ограничивать своей половой экспансии – это функция самок.

Таким образом, инстинктивная цель брачного поведения мужчин -

больше любовниц, красивых и разных.

В этом смысле мужской анекдот прав: “Нет некрасивых женщин, бывает мало водки”.

А если уникальный ген обнаружится у женщины? Как она должна вести себя, чтобы этот ген, не исчез, а наоборот, закрепился и размножился в потомстве? В принципе, можно тоже увеличить количество детей, но увеличится ли оно от интенсивной смены мужчин? Разумеется нет! Не зря общественное мнение с гораздо большим осуждением относится к женской неверности - женщина, неразборчивая в половых партнёрах, не заботится тем самым о качестве своих детей! С целью понадёжней закрепить свои гены в потомках, женщина должна усилить строгость отбора претендентов, чтобы не разбавлять свои, предположительно уникальные, гены чем попало. Но чтобы было из кого выбирать, она должна нравиться по возможности всем мужчинам. И чем большему количеству мужчин она нравится, чем больше у неё поклонников, тем шире её выбор. Идеал - влюбить в себя всех, но принадлежать – одному, наилучшему (поэтому легко доступные женщины инстинктивно презираются). Итак, цель инстинктивной брачной стратегии женщин –

больше поклонников, хороших и разных.

В этом смысле женский анекдот прав: “Все мужчины одинаковы. Только зарплата у них разная”.

При этом, "завладев сердцем" мужчины, женщина может утратить к нему активный интерес, придерживая его только для коллекции. А тем временем покорять следующих.

Здесь лишь грубо обозначены различия брачных стратегий полов. Ниже мы рассмотрим инстинктивные факторы, наполняющие эти стратегии конкретным содержанием.

Потребность сохранения вида управляет нами через эмоции, не утруждаясь мотивировкой. Истинная мотивировка действий при этом не осознаётся.

Инстинкт, побуждающий женщину украшать себя, никак не сообщает ей зачем это нужно делать - ей нравится, и всё. Логический смысл в этом - привлечь внимание мужчин, хотя большинство женщин будут это категорически отрицать. Кстати, женщины стали украшать себя раньше, чем носить одежду.

Доминирование одного из полов в природе обычно предопределено и потому не вызывает яростного сопротивления со стороны другого. У хищных птиц самки доминируют над самцами весь период размножения, а у приматов самцы доминируют над самками, причем у человекообразных - доминирование абсолютное. Патриархальная (с властью отца) структура семьи у человека не вызывает удивления: это свойство всех приматов. Матриархат первобытных людей был придуман кабинетной наукой XIX века - в действительности его никогда не могло быть, разве что в легендах об амазонках. Такую, казалось бы, справедливую идею равенства полов - идею гуманную и разумную - неожиданно трудно осуществлять на практике именно потому, что ради нее приходится постоянно подавлять древние инстинкты. Как за все в этом мире эмансипированным и высокоранговым женщинам (лидерам) приходится платить недобором положительных эмоций в сексе и семейной жизни.

Преуспевающие женщины, как правило, хотят, чтобы их мужья зарабатывали больше, чем они. Но это затрудняет для них поиск партнера. В западном мире таких богатых холостяков не так уж и много. В таких случаях женщине требуется профессиональная помощь в поисках сказочного принца с целой кучей кредитных карточек.

Доктор Helen Fisher, антрополог: "Даже очень богатые женщины в западном мире, как правило, ищут себе мужчину, который еще богаче. Но даже если он и не богаче, самая богатая женщина непременно выберет себе в мужья великого поэта или выдающегося философа, но только занимающего высокое положение и имеющего доступ к средствам".

Американская статистика разводов подтверждает эту тенденцию. В США брак чаще всего бывает обречен, если Он зарабатывает меньше, чем Она. В США бракоразводный процесс в 60% случаев возбуждается по инициативе женщины.

Кстати, именно в силу неравенства в природе нет такого характерного только для человека феномена как изнасилование. В соответствии с видовой инстинктивной программой самка либо подчинялась, либо отказывала без всяких последствий для себя.

На основе чего инстинктивно происходит выбор у самцов и самок?

Об инстинктах и культуре

Мужчина и женщина. Кто они? Мужчина - добытчик, кормилец семьи, женщина - хозяйка, мать, хранительница очага. И по сей день в обществе бытует расхожее клише. А ведь представительницы слабого пола еще в начале двадцатого века доказали, что могут делать то же, что и мужчины, и ничуть не хуже. То же самое относится и к мужчинам. Да, различия между нами велики, но не менее удивительно и сходство. Эмансипация в современном обществе достигла многого. Но чем менее фиксированы роли каждого из полов, тем острее конфликты в нашем сознании. Поскольку бессознательное я в нас по-прежнему следует древним постулатам.

Первоначальная оценка любой ситуации или потребности происходит на бессознательном уровне инстинкта и воспринимается в виде эмоции – “нравится - не нравится”, удивления, радости, страха раздражения и т.п. и только после этого включается более медленный разум: “Хорошо или плохо”, “кто виноват?” и “что делать?”. При этом при окончательном принятии решения доминировать может либо чувство, либо разум. В обыденности говорят, что этот человек живет разумом, а этот чувством. Можно считать, что в человеке сосуществуют две личности – одна рассудочная, другая эмоциональная.

Упрощенно можно считать, что эмоциональная личность живет и действует в основном по критерию “нравится - не нравится”. Разум обслуживает такой доминирующий взгляд на мир, не вдаваясь для себя в особые объяснения, без поиска внутреннего оправдания – просто нравится и все. Примерно так и действует человек, когда влюбляется: по принципу - сердцу не прикажешь.

Рассудочная личность живет и действует по критерию “хорошо - плохо”. Такой человек внутренне не затрудняется объяснить свои поступки. Конечно, этот человек может считать, что все, что хорошо лично для него и есть “хорошо”, независимо от того, что произойдет с другими – “после нас хоть потоп!”. Если какой-то человек совершенно не подвержен влиянию своих инстинктов, то есть им управляет полностью его рассудочная личность, то он абсолютно не инстинктивен (в реальной жизни такие не встречаются). Другой, полностью живущий одними чувствами, то есть всецело во власти своей эмоциональной личности - абсолютно инстинктивен (а вот такие иногда бывают и в реальной жизни). Для одной и той же ситуации мозг располагает обычно несколькими поведенческими программами, среди которых есть как врождённые, так и приобретённые, и какая из них будет принята к исполнению, зависит при прочих равных условиях от силы каждой из моделей поведения и скорости ее активации (инерционности). Так вот, инстинктивность - это степень доминантности инстинктивных моделей поведения по отношению к рассудочным. Инстинкт против культуры и разума.

Зачатки рассудочного поведения наблюдаются у многих высших животных, существенно значимые проявления видны у приматов, но только у человека неинстинктивность стала относительно массовым явлением.

Понятие инстинктивности отнюдь не антипод понятию культура. Например, среди деятелей искусства, даже высочайшей культуры и порядочности, значительно преобладают люди, живущие в мире чувств, однако наряду с этим они наделены высокой моралью культурного (цивилизованного) человека.

Хотя понятие “культура”, интуитивно понятно без определений, его достаточно сложно сформулировать строго. Пожалуй, в данном контексте можно пользоваться понятием “цивилизованность” – как способность контролировать свое инстинктивное поведение. Ясно лишь, что культура - продукт воспитания и образования (в широком смысле слова); инстинктивность же есть нечто врождённое. У культурного человека первобытная мотивация контролируется воспитанием и требованиями законов и обычаев общества. Однако она может себя проявить в случаях, когда законы или обычаи жёстко ситуацию не определяют, в экстремальной ситуации, под влиянием алкоголя, стресса, сильных душевных переживаний. Эти проявления тем чаще и сильней, чем выше инстинктивность.

Уровень инстинктивности, как и ранговый потенциал, в основном определен генетически и условиями внутриутробного развития. Он весьма слабо меняется в ходе воспитания и образования, однако сам может влиять на воспитуемость и способность к получению образования того или иного вида.

Чем выше врождённая инстинктивность (т.е. больше превалирование инстинктов), тем больше требуется педагогических усилий для воспитания культурного человека и в следующем поколении всё повторяется снова. У культурного человека, чья культура достигнута значительными педагогическими усилиями, могут быть на редкость некультурные дети, так как наследственная база осталась прежней.

Очень важный нюанс: инстинктивность - не есть показатель силы или слабости интеллекта; это степень доверия человека своему рассудку в практических ситуациях.

Как уже было сказано, женщины в среднем больше доверяют интуиции и чувствам, чем логическим умозаключениям, что и составляет так называемую женскую логику. То есть, женщины по сравнению с мужчинами более инстинктивны. То, что женщины в среднем более религиозны, обусловлено той же большей инстинктивностью - высшего ранга, чем у Бога, просто не может быть. Тем не менее, в вопросах выбора супруга женщины гораздо чаще чем мужчины опираются на рассудок, а не на чувство (особенно, когда особого выбора нет, а годы уходят). Мужчины же будучи в социальных отношениях более рассудочны в брачных отношениях гораздо более инстинктивны. Меня всегда поражали свадебные фотографии. На них невеста выглядит, как правило, уверенной и спокойной, особенно на фоне несколько растерянного и как бы недоумевающего жениха.

Бесспорно, что человек как социальное существо, очень многомерен, и его не втиснешь в пространство этих трех измерений: высокая-низкая инстинктивность, ранговость и высокая-низкая культура. Но интересующие нас проблемы лежат именно в этом пространстве. И ещё стоит подчеркнуть, что так как инстинктивных программ довольно много, в том числе - противоречивых, и каждая может иметь различную силу, то это дополнительно запутывает наблюдаемую картину.

Возьмем, к примеру, такой актуальный для нашего времени вопрос как межнациональные браки. Обратимся к природе. Многие животные близких видов неприятны друг другу. Природа как бы специально усиливает различия в поведении похожих видов, например, меняет местами отдельные позы ритуалов. И тем самым не допускает образования смешанных пар. У многих русских одно включение украинизмов в речь вызывает приступы зоологическою смеха или неприязни. И наоборот. Для многих людей биологически неприятно рукопожатие с негром или китайцем. Настороженная реакция на чем-то непохожих людей неизбежна и биологически нормальна. И настороженность людей к образованию смешанных пар тоже. У расовой и национальной неприязни есть врожденные инстинктивно биологические корни.

Любовь, как одно из наиболее сильных чувств, является голосом того самого первобытного инстинкта, который заставляет предпочитать для деторождения наилучшую особь другого пола.
А каковы критерии этого предпочтения? Излишне доказывать, что эти критерии сохранились неизменными с первобытно-стадных времен, когда инстинкты и формировались. Можно сказать, что инстинкты в ходе формирования “сфотографировали” существовавшее тогда положение дел, и продолжают сверяться с этим образом пока существует вид. Инстинкты, таким образом, позволяют выбрать превосходного, с первобытной точки зрения, партнера. А наиболее простым, и наиболее наглядным признаком превосходства самца является высокий ранг в первобытной иерархии. И хотя очевидно, что ранг, строго говоря, является скорее внешним, поверхностным показателем предпочтительности, но что-либо лучшее в бессознательной природе трудно даже представить. Внешняя привлекательность (красота) - в этом смысле менее надёжна. “Не родись красивым, а родись счастливым” – гласит народная мудрость. Вообще, у всех животных количество спариваний является наиболее простым и чётким количественным показателем ранга самца в иерархии. Для самок эта зависимость
очень слабая, и скорее обратная.

Принято считать, что альфа просто отнимает самку у беты (гаммы...), подобно тому, как он отнимает у него еду, однако правила поведения в иерархии соблюдают все участники группы, и самки тоже. Это значит, что отнимать самку во многих случаях просто не требуется - она сама, повинуясь заложенной в ней инстинктивной программе, предпочитает высокорангового самца.

Разумеется, это не единственная тенденция. Существует, например, “инстинкт предпочтения свежей крови”, проявляющийся как сексуальное любопытство. Цель этого инстинкта - противодействие близкородственному скрещиванию, неизбежному в изолированных группах, которое для большинства первобытных народов является строгим табу, нарушение которого для виновников может стоить жизни. В соответствии с этим инстинктом предпочтение может отдаваться при прочих равных условиях новому и необычному партнёру, желательно не входящему в данную группу. Наиболее ярко он проявляется в поведении самцов, так как хорошо согласуется с принципом неограниченной сексуальной экспансии самца. В поведении самок он проявляется более ограничено. В число этих ограничений обязательно входит ранговый потенциал “гостя”, который должен быть не ниже определённого минимума. Ну и, конечно, на эти тенденции накладываются и индивидуальные особенности вкусов и симпатий.

Ещё важно подчеркнуть, что высокий ранг самца не даёт гарантии доступа к некоей конкретной самке, но является веским фактором, повышающим вероятность этого события. Причём самцы первых нескольких ярусов иерархии могут по степени привлекательности для самок отличаться весьма мало, поэтому доминант должен сам отгонять их от самок. Но, начиная где-то примерно с середины иерархии и ниже (для разных видов - по-разному) сексуальная привлекательность самцов падает уже настолько, что доминанту можно не беспокоиться - такого самца самки не подпустят сами. (Правда, существует еще такой парадоксальный инстинкт как “пробное спаривание”, когда самка может внезапно уступить домогательствам одного или нескольких низкоранговых самцов).

В той или иной степени в природе возникают соревнования иногда в виде жестоких турниров между самцами. Биологическая цель соревнования состоит в том, чтобы в первую очередь обеспечить выбор для воспроизведения наиболее полноценных особей и воспрепятствовать размножению неполноценных. Кроме того самки многих видов проверяют, сколь активно самец готов их защищать. Для этого они провоцируют стычки своего претендента с другими самцами. Женщинам тоже нравится это качество в мужчине. Девочки-подростки проверяют его бессознательно, провоцируя мальчишек на конфликты.

В инстинктивных программах самки заложено стремление заполучить для своих потомков гены именно от выдающегося самца. Она узнает его по ряду признаков, которые действуют на нее (восхищают ее) тем сильнее, чем ярче они выражены.

Объединяя такие признаки, мы видим следующее: это самец крупный, идеального сложения и раскраски, с сильным запахом, мощным голосом, с четким проявлением вторичных половых признаков, отражающих уровень секреции гормонов, четко исполняющий видовую программу ухаживания, сумевший достаточно долго прожить, он - победитель турниров, захватчик прекрасного участка и так далее. И здесь уместно вспомнить, что и у девочек-подростков (и не только у них) воображение порождает некую идеальную модель “прекрасного принца”.

Самка узнает элитного самца и по реакции на него других самок: чем больше самок выбрало его, тем больше независимых подтверждений правильности ее выбора. Действие этой программы можно обнаружить и в бессознательном поведении женщин, когда они образуют табун поклонниц вокруг знаменитых мужчин. Показательно, что поклонницы зачастую даже не надеются образовать с таким суперменом пару, но легко вступают с ним в короткую связь.

Для женщины фактически не имеет большого значения, КАК мужчина выражает своё желание, для неё крайне важно, КТО это желание выражает.

Если это мужчина с высоким рангом, то женщины ему простят едва ли не любое поведение, и едва ли не любые недостатки; если с низким, то он не привлекателен (к нему нет влечения) даже при безукоризненности во всем остальном.

Говорят, что женщины любят повелителей. Это верно, но это только одно из ценимых достоинств. Даже обладание “крепкими локтями”, т.е. способностью и готовностью бороться за свои интересы, применительно к брачным отношениям является только частным случаем. Любовь, как голос инстинкта, не умеет рассуждать, и поэтому часто срабатывает на визуальный ранг, а не фактический. Поскольку инстинкт не дает объяснений, а рассудок настырность и самоуверенность, за достоинство, как правило, не считает, то и возникает чуть ли не мистическое ощущение загадочности любовного выбора - нравится вопреки всем здравым смыслам, и непонятно почему.

Кого же любят мужчины? Принцесса не обязательна. Инстинктивные критерии предпочтения у мужчин проще, и сильно отличаются от женских. Главное качество, привлекающее мужчин в женщине - это её новизна для него, достижимость и физическое совершенство. Разумеется, если все эти факторы сочетаются в одной женщине, то её привлекательность будет наибольшей, и на такой женщине мужчины будут сосредотачиваться в первую очередь; но лишь до тех пор, пока не добьются от нее секса, или не убедятся в отсутствии шансов. Доктор Helen Fisher, антрополог: "Мужчин привлекает гладкая чистая кожа, блеск глаз, роскошные волосы, жизнерадостность. Словом, все, что сигнализирует о молодости и плодородии. И везде в мире женщины по-прежнему, иногда инстинктивно, стремятся выглядеть молодыми и привлекательными". Как сообщает телеканал Fox News (это исследование американцев опубликовано в журнале Neuron) созерцание красивого лица и фигуры находит отклик и вызывает реакцию удовольствия в тех же участках мозга мужчины, что реагируют на пищу или наркотики.

Впрочем, это справедливо лишь в отношении женщин, как половых партнеров. Жён мужчины часто выбирают рассудком (но только те, у которых есть выбор и есть рассудок). Чувственные критерии предпочтения мужчинами женщин гораздо более размыты, как в силу большего разнообразия самих мужчин (а, следовательно, и их вкусов), так и менее острой для них необходимостью выбора. Самцу не нужно выбирать - ему нужны все подходящие самки.

А вот женский ранг, имея большое значение во взаимоотношениях женщин между собой, для мужчины относительно менее важен. Конечно, от высокоранговых женщин мужские головы кружатся сильнее, но скромные и застенчивые (низкоранговые) жёны были в цене во все времена. Также известно, что женщины гораздо чаще влюбляются в своих начальников (преподавателей и т.п.) чей высокий визуальный ранг обусловлен просто их служебным положением и отчасти возрастом, чем мужчины. Женщины, как и мужчины тоже ценят красивую мужскую внешность, породистость. Наибольший интерес для женщины представляет лицо потенциального партнера.

Проф. Karl Grammer, биолог: "Женщина, как правило, всматривается в лицо мужчины, чтобы понять, дружелюбно ли он настроен. Его эмоции женщина читает по лицу. Естественно, завязать отношения проще с тем, кто дружелюбен".

Тоже можно сказать относительно роста: высокий крупный мужчина имеет визуальный ранг больше, чем низкорослый и щуплый. Но все же их гораздо больше интересуют в мужчине иные аспекты.

Доктор Helen Fisher, антрополог: "Женщин привлекают такие категории, как власть, положение, образованность, т.е. все то, в чем они нуждались на протяжении миллионов лет как в подспорье для себя и своих детей. Мужчина - это власть и в итоге мужчины всю жизнь проводят на службе, пытаясь преуспеть. Мужчины в гораздо большей степени, чем женщины, готовы рисковать своим здоровьем, безопасностью, поступаться свободным временем, даже семейным счастьем ради карьеры, ради должности, ранга".

Общественное положение и первобытный ранг тесно взаимосвязаны, но не определяют друг друга жёстко. Лицо, занявшее высокий пост, тем самым повышает свой ранг; с другой стороны, низкий исходный ранговый потенциал практически исключает хорошую карьеру. Если в силу каких-то случайных причин на высокой должности окажется человек с низким ранговым потенциалом, то он там долго не задерживается, или, во всяком случае, не продвигается выше. Однако карьера ученого или художника, вообще человека индивидуального труда для низкорангового не заказана.

Если высокий ранг и ранговый потенциал для мужчины - ключ к женским сердцам, обеспечивающий ему выбор, то для женщины высокий ранг - источник проблем с мужчинами. Женщина, всерьез вступая на арену борьбы за высокое место в обществе, как правило, обладает высоким ранговым потенциалом. Если же она к тому же займет высокое положение в иерархии, т.е. получит высокий ранг, то горе ей и ее мужчине, если он окажется ниже. Среднеранговые мужчины ей уже никак не приемлемы - ни сексуально, ни платонически (не говоря уж о низкоранговых), а высокоранговых мало, да и те большей частью “кобели”. А если и не “кобели", то безнадёжно заняты.

Низкоранговая (уступчивая, малоконфликтная) женщина, как и все женщины, предпочитая “альфу”, всё же может относительно легко простить мужчине невысокий ранг, тем самым какие-то другие его достоинства получают шанс быть оценёнными.

В этой “перевёрнутости” требований рассудка и инстинкта и видится главная причина затруднений многих образованных людей в поисках супруга. Традиционно принято считать, что проблема - в высоте требований. Сами по себе требования могут быть и не очень высоки, но они очень противоречивы - сердце хочет того, что рассудок справедливо отвергает, а пожелания рассудка не устраивают сердце. В самом деле, такие качества, как доброта, порядочность, честность, уважение других людей, тактичность, да и совесть, наконец, справедливо считаются признаками культурного, порядочного человека, и хорошего супруга, но вместе с тем, с первобытных позиций это всё признаки низкого ранга в иерархии!

В ходе этих рассуждений невольно закрадывается крамольная мысль о том, что отжившая практика соединения пар по усмотрению родителей не так уж и плоха, несмотря на все её очевидные издержки. Конечно, в условиях нынешнего культа любви и секса бесполезно ратовать за её возрождение - кроме бури протестов и шквала насмешек это ни к чему не приведёт. Но ведь дело, по сути, в следующем: родители, подбирая пару для своих детей, даже если и имеют в виду свои интересы, оценивают претендентов скорее с моральных, а не биологических позиций, производя таким образом выбор в пользу уровня культуры и цивилизованности. Поэтому, если близкие против вашего брака не плохо бы внимательно и непредвзято их выслушать, а принимать решение все равно Вам.

Об алкоголе

Как известно, алкоголь действует прежде всего на высшие проявления рассудка, частично ослабляя их. Поэтому часто заторможенная или подавленная эмоциональная сторона личности получает большую свободу или начинает вообще доминировать под влиянием алкоголя. Обычно, мы отмечаем, что после употребления стало легче в общении. Строгие психологические исследования показывают, что человеку становится легче не с другими, а легче с самим собой. Наверное, вы замечали, что часто важные для человека решения принимаются в состоянии легкого (а иногда и не очень) опьянения. И вообще, как тесно связано взаимоотношение полов с алкоголем? Любовь, и без шампанского?! Эксперименты на животных дают очень интересный для нас результат: Алкоголь повышает низкий ранг и снижает высокий!

Во многих случаях без освобождения эмоциональной части личности и повышения рангового потенциала (проще всего достигающегося небольшим количеством алкоголя) часть человечества затруднилась бы с собственным воспроизводством. И особенно трудно было бы интеллигентным людям, олицетворяющим цивилизованное, культурное общество - низкоранговым и слабоинстинктивным.

Я не одобряю ни в коем случае пьянство, но немного алкоголя при общении вреда не принесет, особенно для людей рассудочных или несмелых. Однако, здесь, как и во всем, нужна мера. Поскольку в природе животных-алкоголиков не бывает, то инстинкт не знает что это зло, а потому факт, что некий конкретный мужчина – злоупотребляет алкоголем, должен серьезно насторожить рассудок. Большинство женщин, которые “влипли” в такого мужа, приводят примерно одинаковую отговорку: “Думала - начнет семейную жизнь (станет отцом и проч.) - бросит пить”. На вопрос: “С чего это вы взяли?”, - внятного ответа, как правило, не следует.

Внебрачные дети

Сон разума рождает чудовищ.

Ф. Гойя

Очевидно, что, если женщина заводит ребенка вне брака, то отцами таковых в подавляющем большинстве случаев являются мужчины с высоким ранговым потенциалом. Даже если внебрачный ребёнок растёт затем в полной семье (с отчимом), то окружающие часто отмечают его “трудность”. Известно также, что внебрачные дети - нередкие завсегдатаи криминальных компаний. Обычно термином “трудность” обозначается неуправляемость ребёнка цивилизованными методами, свидетельствующая о его высоком ранговом потенциале.

По традиции принято списывать “трудность” или криминальность ребёнка на проблемы воспитания детей в таких условиях. Конечно, эти воспитательные проблемы действительно имеют место, но главную роль играет наследственность. Как вы считаете, мужчина, бросивший женщину “в положении”, - порядочен? Как минимум, не очень. И такие его качества предаются по наследству.

Как уже было сказано, чем выше инстинктивность ребёнка, т.е. доминирование его эмоциональной личности над личностью рассудочной, тем больше требуется педагогических усилий для воспитания культурного человека. Важно также, чтобы педагог, воспитатель (в том числе родители, дедушки и бабушки) обладал не меньшим, чем ребёнок, ранговым потенциалом (обычно говорят: “педагог должен быть авторитетен для ребёнка”), иначе, все педагогические усилия будут разбиваться как об стенку.

Мужья и любовники

- Кто такой любовник?
- То же самое, что и муж, только ему не приходится мыть посуду.

анекдот

Мы не станем рассматривать любовника, как источник материальных благ, а только как средство сексуального удовлетворения женщины.

Доказано, что физиологически любую женщину может удовлетворить любой мужчина (если конечно, не рассматривать органические патологии), - большинство случаев неудовлетворенности находится в нервно-психической сфере. Удовлетворяет женщину МУЖЧИНА не столько как физическое тело, столько как образ, в той или иной степени соответствующий каким-то неосознанным инстинктивным критериям. Если образ мужчины соответствует в достаточной степени этим критериям, то у женщины на этого, возможно вымышленного, мужчину возникает “настрой”, который может носить характер влюблённости, заинтересованности, любопытства очарованности, и ещё бог знает чего... Без такого “настроя” сексуальное (да и моральное) удовлетворение достигается с трудом, особенно для высокоинстинктивных женщин. Но если одни женщины с легкостью настраиваются на любого мужчину, то другие почему-то - на одного из многих. Как правило, первые имеют невысокий ранговый потенциал и (или) низкую инстинктивность, вторые – наоборот. “Настрой” гораздо чаще возникает в отношении мужчины, чей ранговый потенциал не ниже собственного, а поведение согласуется с представлением о “настоящем мужчине”, т.е. с первобытным инстинктивным образом.

Выйдя замуж по решению рассудка, женщина, часто остается неудовлетворенной сексуально, по крайней мере, первое время, пока не выработается привычка к этому мужчине. “Стерпится – слюбится”. Но не всегда и не у всех. Возможно, для сохранения и гармонизации брака потребуется помощь сексолога или психотерапевта.

Выйдя замуж, женщина часто стремится побудить мужа заниматься хозяйством - стирать белье, мыть полы, ухаживать за ребёнком, и т.п. Однако, если ей удается это сделать (что без конфликтов маловероятно, если муж к этому не склонен сам по себе), то ее первобытное “Я” тотчас же отметит снижение статуса супруга, и... ей подсознательно захочется завести любовника. Если вы хотите иметь хорошие сексуальные отношения, не переусердствуйте, – не ставьте мужчину ниже себя по рангу (даже если вы действительно сильнее!). Ваши инстинкты вам этого не простят.

Так кого же больше?

Часто звучит мнение, что в одиночестве женщин виновата нехватка мужчин. Однако общеизвестный медицинский факт: мальчиков рождается больше, чем девочек! По данным мировой статистики, в среднем на 100 рождающихся девочек приходится 106 мальчиков; преобладание же мужского пола при зачатии можно оценить соотношением 2:1.

Из результатов переписи населения можно отчетливо видеть, что изначальное преобладание мальчиков сохраняется и среди мужчин вплоть до 35-летнего возраста, от 35 до 45 их примерно поровну, и только позднее наблюдается отчётливое преобладание женщин. Это значит, что среднестатистическая женщина имеет выбор в течение всего репродуктивного периода. Поэтому не хватает не мужчин вообще, а “НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН” – “обеспеченных, без материальных и жилищных проблем, культурных, интеллигентных, сексуальных”. А таких мало (если они вообще есть в силу противоречивости требований) и они уже давно заняты или не спешат в брак.

Происхождение семьи, проституции и группового брака

У наших предков “основным родителем” была, конечно, самка, которая связанная несколькими малолетними детьми достаточно количество пищи добыть не могла, тем более пищи животного происхождения; инстинкта же заботы о семье у самца не было.

Что могло послужить у наших предков-мужчин основой для выработки инстинкта длительной заботы о самке и ее детенышах? Наиболее реальный путь - через сексуальную привязанность, так как сексуальная привязанность - одна из наиболее сильных. Именно поэтому в своей круглогодичной сексуальной готовности женщины уникальны во всём живом мире.

Теперь уже самке есть что предложить! Через сексуальную привязанность самец получает стимул к её подкармливанию в течение всего репродуктивного периода (и другим видам заботы о ней). Особенно если учесть, что в дикой природе “алименты” платились не за количество детей, а за количество спариваний. Пра-женщине же для рождения детей нужно лишь одно зачатье в год, и не от кого попало, а от самого здорового и высокорангового. А кто же будет её кормить?

Высокоранговый самец как кормилец – мечта для большинства мало реальная. Добытчик он неплохой, (в том числе за счёт грабежа низкоранговых); но ведь он пользуется большим спросом, и всех самок, которые его хотят, прокормить не в состоянии. Да и нет у него стимулов к этому! Зачем ему платить за спаривание, если он имеет это бесплатно? Монопольный захват высокорангового самца был практически невозможен даже для “любимой жены”. На предпочтительную (опять же - не монопольную) подкормку – она могла рассчитывать, а на сексуальную верность - нет. Казалось бы, сексуальная верность сама по себе самке не очень-то и нужна - уж раз в год он её оплодотворит! Однако сексуальная неверность такого самца была чревата самке, во-первых, опасностью потери статуса “любимой жены”, а во-вторых, снижением интенсивности половой жизни именно с ней, а это - недобор удовольствий (низкоранговые самцы в этом - замена плохая, того удовольствия они не доставляют). И далее, потеря статуса “любимой жены вожака означает и снижение собственного ранга этой самки в иерархии. Отсюда истоки женской ревности к неверным мужьям.

Доктор Helen Fisher, антрополог: "Женщины чаще всего ревнуют, когда выясняют, что ее партнер отдает часть общих средств другой женщине. Женщины влюбляются отчасти потому, что у мужчины есть определенные средства и он готов ими поделиться. А когда он вдруг отворачивается и начинает отдавать эти средства кому-то другому, женщина чувствует серьезнейшую угрозу и всегда ревнует, порой даже слишком сильно".

Как же быть? Очень просто! Для зачатья детей и для собственного удовольствия предпочитался высокоранговый самец, вызывая ревность его “любимых жён”, и одновременно “пудрились мозги” нескольким низкоранговым, осыпающим ее подарками в трепетной надежде на долгожданный секс, который самкой по возможности оттягивался. Вплоть до полного уклонения - в пользу высокорангового. Но при всём при этом у низкоранговых самцов зачастую просто не было другого выхода, кроме как оплачивать свой доступ к телу. Даже при том, что отцом большинства детей этой пра-женщины скорее всего будет не он. Такая практика, по сути, является разновидностью группового брака. Отметим кстати, что эта необходимость для самок иметь не одного кормильца открыла для низкоранговых реальную возможность передавать свои гены потомкам, что дало возможность передавать гены социального, альтруистического поведения.

В истории развития человечества существовали все виды брака – от неупорядоченных связей до парного брака. Поэтому сексуальное и брачное поведение человека хранит все разнообразие этих инстинктов – ведь биологического запрета нет! Сосуществование программ моногамного брака и группового брака позволяло, комбинируя их, получать и полигинию (“гаремы”), и полиандрию (женщина живет по программе группового брака, а мужчины - моногамного), и, конечно, моногамный брак и групповой в чистом виде. Поэтому в дальнейшем, при изменении условий жизни, люди могли так легко переходить к разным системам брачных отношений. Например, земледельцам в Европе более всего подходила моногамия, а скотоводам-кочевникам - гарем.

В качестве аргумента в пользу существования первобытной моногамности является сохранение у человека инстинкта ревности, столь сильного, что не только мужчина, но и женщина способны даже на убийство. Доктор Helen Fisher, антрополог: "Существуют определенные отличия в том, что заставляет ревновать мужчину и что женщину. Мужчина бешено ревнует, когда считает, что его партнерша спит с кем-то другим. Мужчине грозит всю жизнь воспитывать чужого ребенка, ему грозит позор, клеймо рогоносца. Поэтому мужчинам не свойственно влюбляться в женщин, которые спят с кем попало". Заметим, что над рогоносцем смеются, а женщине, у которой муж-бабник сочувствуют.

В пользу некогда существовавшего среди дальних предков человека парного брака говорит и наличие у мужчин биологически слабой, но все же несомненной потребности заботиться о своей женщине и ее детях, чего начисто лишены человекообразные.

Далее, в ходе экономического развития человечества, при переходе от собирательства к воспроизводящему хозяйству, в какой-то момент для женщины стало излишним кормиться у нескольких разных мужчин - стало хватать одного, или одного богатого на нескольких женщин, да и она сама стала экономически более значимым субъектом. В этих условиях, если исчезла необходимость кормиться у многих, автоматически исчезла и необходимость этим многим и отдаваться! В силу этого представляется естественным желание наших предков зафиксировать брачный союз (моно или гаремный), что не только отвечало новым экономическим условиям, но и препятствовало распространению венерических заболеваний. Автоматически это отвечало и каким-то идеалам справедливости для низкоранговых мужчин - вместо первобытного “у доминанта - всё; у остальных – ничего” появилось “каждому мужчине - по женщине”.

Из вышеизложенного понятно, что проституция как древнейшая из женских профессий имеет в большей степени биологическое, а не социальное происхождение.

Обычай всячески ублажать женщину, дарить ей цветы, подарки, вкусно кормить, как бы временно становиться ниже ее рангом сохранился в брачном поведении многих в том числе и цивилизованных народов. Подобное ритуальное поведение этологи обнаружили и у пауков, и у птиц, и у волков, и у обезьян. Как уже отмечалось выше, есть оно и у людей. Чем расточительнее ухаживающий мужчина, тем он привлекательнее. Тут уж ничего не поделаешь - инстинкт, даже если разум подсказывает, что в наше время эта программа наивна: ведь никто же не хочет завести себе мужа-мота. Впрочем, часто кончится ухаживание, кончится и мотовство. Вообще это проявление так называемого инверсного поведения, когда партнеры как бы меняются местами и мужчина символически демонстрирует свою подчиненность, зависимость. Срабатывая, этот инстинкт может вызвать известную робость и скованность в других обстоятельствах далеко не закомплексованного мужчины. В таком случае можно приободрить его, слегка дав понять, что он для женщины интересен. Но ни в коем случае не провоцируйте его внешней доступностью, конечно, если вы не намерены действительно сразу отдаться ему.

Однако реалии современного равноправного существования – например в Западной Европе и США, меняют стиль отношений между полами и во время ухаживания тоже. Мужчина не считает более обязательным платить за женщину в ресторане или театре. Именно поэтому в одном из американских брачных руководств для мужчин говорится примерно следующее: “Не предлагайте женщине при первой же встрече оплачивать все пополам, но и не откладывайте это в долгий ящик – иначе она станет считать такое поведение само собой разумеющимся”.

Выбор потенциального партнера закрепляется в мозгу образованием доминанты, обращенной только на эту особь. Доминанта преувеличивает в субъективном восприятии привлекательные качества избранника и преуменьшает его недостатки. Доминанта необходима, чтобы выбранная особь стала не одной из нескольких возможных, а единственной возможной. Без ослепляющего действия доминанты животное колебалось бы в выборе, поскольку оно далеко не всегда может встретить партнера, отвечающего идеальной модели.

Человек называет эту доминанту влюбленностью, и ее ослепляющее действие хорошо известно, особенно когда мы наблюдаем его не на себе. “Любовь зла, …” - говорит пословица.

Ещё о выборе

Кто выбирает? В животном мире при могогамном браке всегда выбирает самка. Очевидно, что именно такой отбор в замаскированном виде происходит и у людей. Выше мы уже выяснили, что в своих отношениях с мужчинами, женщины инстинктивно преследуют две, в общем-то, слабо связанные цели. С одной стороны, с мужчин хочется взять побольше материальных благ (иногда не только инстинктивно, но и сознательно!), с другой - хочется такого мужчину, чтобы сердце замирало при мыслях о нём. В первобытные времена сколь-нибудь близкое совмещение этих целей в одном самце было возможно лишь для немногих самок; для большинства же остальных эти цели достигались путём промискуитета (неупорядоченных сексуальных сношений) - невозможность быть на полном материальном содержании одного высокорангового самца компенсировалась большим количеством низкоранговых; вместе с тем, для сексуального обслуживания по возможности по-прежнему предпочитался высокоранговый, хотя и низкоранговым кое-что перепадало.

Однако по мере экономического развития человечества стали возникать предпосылки для фиксации брачных отношений в форме моногамного или полигинийного (гаремного) брака. При этом либо законодательно, либо силой традиций запрещались свободные перемещения партнёров после образования союза и внебрачные половые связи. В этих условиях, если потенциальным супругам предоставлялась какая-то свобода выбора, то будущая жена ставилась в очень сложное, и во многом - противоречивое положение. С одной стороны, нужен СУПРУГ, то есть помощник в семейных делах, и способный относиться к ней как к ЧЕЛОВЕКУ; а с другой стороны, поскольку секс разрешался только с мужем, то хотелось такого, с кем бы было приятно это делать, к которому бы лежало сердце. А это, как правило, высокоранговый.

В то же время (если, опять же - эта свобода выбора предоставлялась), считалось предпочтительным и целесообразным делать выбор именно по зову любви, что находилось в полном согласии с инстинктами сексуальных предпочтений, а потому возражений у брачующихся не вызывало. Но тем самым, социальные ценности семейной жизни, как способа совместного воспитания детей и прочей взаимной поддержки, предлагалось фактически отбрасывать. Ну, точнее, предлагалось надеяться на везенье. К чему это приводит на практике, мы, увы, хорошо знаем - сбитый с толку рассудок вконец запутывается, принимая, в конце концов, случайное или заведомо неоптимальное решение.

Поскольку сейчас личная свобода, а вместе с ней и свобода выбора партнёра возведены в культ, то уже ничто не сдерживает инстинктивных позывов. Естественно, что все женщины при этом норовят выбрать высокоранговых, наивно полагая, что легко могут захватить его монопольно. Поскольку в большинстве стран принято единобрачие, а высокоранговых на всех не хватает, то складывается иллюзорная ситуация, что как будто выбирают мужчины. То, что выбирать могут не все мужчины, мало кто замечает - низкоранговые о своих затруднениях стыдливо помалкивают. Да, имея большой успех у женщин, высокоранговые действительно имеют возможность весьма широкого выбора, но ведь такому мужчине брак объективно не нужен. Такой и без брака имеет от женщин всё, что пожелает. Он без затруднений найдёт себе женщину (и не одну), которая его накормит, обиходит, обслужит сексуально, и одна воспитает его детей. Общественное сознание преисполнено предрассудков, а в этой области - особенно. Например, женщины уверены, что мужчине гораздо легче найти себе женщину, чем женщине мужчину, хотя исследования социологов и психологов доказывают обратное; большинство женщин убеждены, что мужчина выбирает женщину, хотя на практике всегда наоборот.

Тяжело же приходится женщинам. Инстинкт сексуальных предпочтений требует, чтобы они выбирали высокоранговых мужчин, а реалии современной жизни требуют создать семью. Высокоранговые, по некоторым оценкам, составляют только 10-20% от общего количества мужчин. Получается, что все женщины, желая доминантов, создают конкурс 5-10 человек на место. Желаемых ими мужчин для моногамных семей, естественно, на всех не хватит - именно отсюда исходят все стоны о нехватке мужчин. В первобытном стаде эти 10-20% самцов оплодотворили бы всех самок; все самки были бы удовлетворены, в том числе, сексуально.

Но всех хуже в этом отношении приходится низкоранговым мужчинам. Они и так закомплексованы своей низкоранговостью, а с женщинами – “одни огорченья”. Хотя с точки зрения ценностей семейной жизни они очень часто предпочтительнее доминантов, т.к. с семейными обязанностями они справляются лучше, чем высокоранговые. По крайней мере, они преданнее и меньше смотрят на сторону. Низкоранговому мужчине брак нужен, главным образом, чтобы заниматься сексом, общаться и иметь детей. Их беда и причина одиночества в том, что они не вызывают у женщин почти никакого инстинктивного интереса.

Эгоизм и эгоцентризм

Эгоист - это тот, кто любит себя больше, чем меня.

Ст. Ежи Лец

Пожалуй, в этом афоризме С. Леца содержится гораздо больше правды, чем шутки. Действительно, забота прежде всего о собственной персоне, а для самки ее дети являются как бы частью ее самой, - это один самых мощных инстинктов, присущих всему живому. Как и все живые существа, люди – эгоисты от природы. И стесняться этого можно было лишь в нашем коммунистическом прошлом. Но цивилизованный человек не может не учитывать и учитывает интересы других людей, а, исходя из принципа справедливости, иногда даже больше, чем свои собственные. Кто больший эгоист мужчины или женщины сказать трудно. Тем не менее, если считать, что те качества, которые с течением времени в человечестве усиливаются в большей мере проявляются в мужчинах, то если человечество становится менее эгоистичным, то и мужчины менее эгоисты, чем женщины. Однако более “крутые” эгоисты встречаются, конечно же, среди мужчин.

Эгоизм - это нежелание поступиться своими интересами, эгоцентризм же - это неспособность ХОТЕТЬ поставить себя на место другого, “влезть в его шкуру”. В психологии существуют понятия “рефлексия” и “эмпатия”. Первое означает способность адекватно оценивать себя глазами других; второе - способность к восприятию чужих эмоций. Так вот, у эгоцентрика снижена способность и к тому, и к другому.

Среди мужчин достаточно много эгоцентриков (более того, рекордсменов эгоцентризма как и эгоизма нужно искать именно среди мужчин!). Если вам попался эгоцентричный мужчина, он никогда не сможет и не захочет понять вашу тонкую душу; более того он быстро перестанет общаться на не интересующие лично его, но интересные для вас темы.

Но для женщин эгоцентризм в среднем, гораздо более характерен. Потому что женщина, прежде всего, должна оберегать себя и детей.

Что бы там ни говорилось про женскую эмоциональность, эмпатия - способность правильно оценивать эмоции другого у большинства женщин хуже, чем у мужчин. Умение читать мимику и жесты, конечно, помогает прочесть эмоции другого, но ведь для того, чтобы прочесть мимику, нужно хотеть этого! Между тем окружающий мир, и в первую очередь, внутренний мир других людей, эгоцентрику малоинтересен. Ему интересен, вплоть до самовлюблённости, лишь мир самого себя. Косвенно это подтверждает любовь женщин к зеркалам.

Характерным для высокоранговых (особенно - эгоцентриков) является также неспособность ощутить свою вину. Именно неспособность, и именно ощутить. Образно говоря, в их мозгах нет тех извилин, в которых рождается ощущение своей вины; под давлением логических доказательств он может на словах согласиться с обвинениями (если не удастся отмолчаться), но ощущения вины он не испытает.

Эгоцентрик - вовсе не обязательно злой человек! Он, скажем так, нечуток. К примеру, притесняя кого-либо, он вполне искренне не замечает тех неудобств, которые он причиняет. Как разновидность этого свойства можно отметить крайнюю сдержанность эгоцентриков в выражении благодарностей другим людям, похвалы их. Точно так же, он может изливать реки доброты на человека, который в этом не очень нуждается, и не чувствовать этой ненужности и навязчивости. Причём, эгоцентрик может быть одновременно и большим эгоистом (упаси бог!).

Закономерно, что эгоцентриков чаще обкрадывают в толчее (транспорте, магазинах), причём в момент кражи они обычно ничего не замечают и не чувствуют - окружающий мир им не так интересен, как мир самого себя.

Доказано, что расположенность к эгоцентризму передается по наследству (как у мужчин, так и у женщин), а значит, за него ответственны достаточно глубокие и древние структуры мозга.

С биологической точки зрения более высокий женский эгоцентризм оправдан, и более того, НОРМАЛЕН !

Раз уж каждая самка объективно незаменима; природа запрещает женщинам забивать голову чем-либо, кроме своих интересов, и интересов своих детей, а также замалчивать свои проблемы - для этого специально созданы самцы. Почему в чисто женских коллективах нередок невыносимый моральный климат? Потому, что никто не хочет идти на жертвы на благо других.

Пониженный эгоцентризм наблюдается у женщин, водящих автомобиль. Вождение автомобиля в транспортном потоке немыслимо без постоянного прогнозирования поведения других участников движения, и заботы о прогнозируемости своих действий другими, что с эгоцентризмом несовместимо. Но раз уж женщина автомобиль водит (стоит ещё, конечно, приглядеться КАК), то значит степень её эгоцентризма ниже средней. Впрочем, этот эгоцентризм, в разумных дозах, входит непременной пикантной горчинкой в понятие женственности.

Привлекательность женщин и статус мужчин - вот критерии отбора, характерные соответственно для мужчин и женщин. Но и те, и другие желают в первую очередь того, кто добр и понимающ. Ваш партнер должен обладать именно этими качествами, если вы рассчитываете на прочный, длительный и стабильный союз. Вот почему это важнейшие критерии подбора. Если двое достаточно сильно любят друг друга, мужчина с более низким статусом может жениться на женщине с высоким статусом. Однако почти всегда лидером в такой семье будет женщина.

Страстное чувство со временем ослабевает и секс с одним и тем же человеком утрачивает часть своей прелести. Уровень разводов высок и порой, хотя брак и сохраняется, без любви он превращается в .... Но, как и прежде люди сходятся и женятся в расчете на вечное счастье. Ищущий да обрящет. Они связывают вместе свои судьбы, и время нередко подтверждает правоту. Многие сходятся в надежде обрести любящего партнера, с которым можно пройти по жизни. Когда секс и страсть угомонятся, двух любящих людей роднят другие мотивы. Человеческая натура находит немало троп к стабильному счастью, пусть на более ограниченной основе. Отношения, построенные на человеческих ценностях самые счастливые.

Чувство влюбленности, восторга недолговечно. Физиолог Сеченов говорил, что пылкие страстные отношения в браке проходят через 3-4 месяца, а если люди идеально подходят друг другу, то через 2 года.

Вывод: какими бы сильными не казались чувства, но вступление в брак должно быть хорошо осмысленным!

Итак, в первый год или два наблюдается резкое увеличение удовлетворенности браком, но затем, примерно к моменту появления первого ребенка, начинается снижение. Этот процесс продолжается в среднем до того момента, когда последний из детей покидает родительский дом.

Вот один из полезных приемов укрепления брака - совместное преодоление препятствий, лучше, конечно, в игровой ситуации, но можно и в жизни. Психологические тесты после этого показывают, что степень удовлетворенности заметно повысилась. Плюс значительно повышает содержание адреналина в крови.

Об особенностях поведения мужчин и женщин

Итак, биологические роли самцов и самок существенно различны. Выше уже отмечалась меньшая жизнеспособность самцов в частности из-за более рискованного поведения. Очевидно, различия в поведении этим не исчерпываются, и определённо должны соответствовать биологическим ролям. Поскольку персональная ценность каждой самки гораздо выше чем самца, ибо самцов рождается гораздо больше, чем нужно для оплодотворения всех самок, в поведении самок должна доминировать забота о себе (и требование заботы о своей персоне к окружающим), осторожность, избегание риска, а если и самопожертвование, то только в пользу своих детей, потому что это, по сути, конечная цель заботы о себе. Традиции культурного общества и хорошего тона в значительной мере учитывают вышесказанное, так как, естественно, восходят к инстинктивным поведенческим программам. Например, с тонущего корабля спасают прежде всего женщин и детей, а во множестве законов и постановлений, так или иначе проявляющих заботу о женщине, нет ни одного аналогичного для мужчин. И это при том, что женщин и без этого идеализируют все - и мужчины, и сами женщины, что также восходит к принципу незаменимости самки.

Можно даже говорить о своеобразной “презумпции виновности мужчин”: муж бьёт жену - виноват муж; жена бьёт мужа - виноват опять муж; изнасилование - виноват мужчина; развод - тоже; женщина не может выйти замуж - опять виноваты мужчины. В женской безработице тоже, конечно же виноваты они, злодеи. Примеры можно продолжать. Невиновность мужчины в таких случаях надо каждый раз доказывать. Не доказал - значит виноват! Да что мужиков беречь, если сама природа их не жалеет!

Думаю, многие согласятся с нижеследующим:

Различия в уровне конфликтности мужчин и женщин не нуждаются в доказательствах, и различия в “крепости локтей” тоже. Другое дело, что женская борьба за место под солнцем чаще носит скрытый подковерный характер, и вообще говоря, менее опасна для жизни, ибо каждая самка незаменима. Во всяком случае, сравнение женского и мужского ранга вполне корректно - ранговый потенциал некоторых дам просто зашкаливает, и играючи перебивает средне-мужской.

Вообще все ранги можно разделить в соответствии с иерархией потребностей: на биологические, социальные и духовные (высшие или самоактуализации). Как уже отмечалось, истинный ранг имеет мозаичную природу и для разных ситуаций у одной и той же особи имеет разное значение. Однако высокоранговая особь будет стремиться поднять ранг в любой ситуации, любыми подходящими средствами.

Считается, что у самок и самцов в первобытной иерархии людей были разные мало взаимодействующие между собой иерархии. То есть отдельно иерархия самцов и иерархия самок. Что касается социальной иерархии, то здесь потенциально женщина может занимать любую ступень. Однако в силу того, что в среднем, ранговый потенциал женщин ниже, чем у мужчин, то даже в высокоцивилизованных странах женщины по сравнению с сильным полом занимают в среднем более низкое положение в социальной иерархии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОДИНОКИМ

Женщинам:

И коль случилось так, что женщина не любит,

То с дружбой лишь натерпишься стыда.

И счастлив тот, кто разом все обрубит,

Уйдет, чтоб не вернуться никогда.

И с рассудочных позиций он вполне прав! Сильноинстинктивный и высокоранговый мужчина просто не обращает внимание на то, что его гонят, и своими назойливыми приставаниями блокирует доводы вашего рассудка, добиваясь-таки своего. Ведь эти назойливые приставания - древнейший ритуал!

Слабоинстинктивный мужчина эти невежливые ритуалы отбрасывает, полагая, что взаимное сближение разумных людей должно быть обоюдным, раз уж оно нужно обоим.

Например, в соответствии с инстинктивным ритуалом, вы переключились с тёплых (для приманки) отношений первой встречи на холодные, и недоумеваете, что же это он за вас не борется? А слабоинстинктивный мужчина, недоумевает, что же это вы ни с того ни с сего охладели? Он и не подозревает, что вам так положено по ритуалу; а ему, в соответствии с тем же ритуалом, пора начать штурм, невзирая на его возможную унизительность и невежливость.
Это вовсе не значит, что вы должны быть легкодоступны сексуально! Речь здесь идёт о барьерах на пути к сближению
душ, а не тел.

Мужчинам, которым не очень везет в любви:

Делая подарки, и оказывая услуги, старайтесь не выходить за чисто ритуальные рамки - это ни в коем случае не должно носить характер искреннего самопожертвования. Подарки должны дариться с небрежной лёгкостью. Как правило, принимая знаки внимания, женщина не чувствует себя за это чем-то обязанной. Например, если женщина просит вас оказать ей в той или иной степени унижающую вас услугу, то если нет возможности отказаться, нужно всячески подчеркнуть ритуальность и формальность вашего подчинения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ ЗАЧЕМ И КОГДА ИДТИ К СПЕЦИАЛИСТУ

Читатель или читательница, благодарю Вас за то, что Вы дочитали до этого места, может быть, и не последовательно или не все поняв, не совсем согласившись. Автор считает, что если все же знаешь подсознательную природу своих и чужих мотивов, то шансов поступать правильно самому и быть снисходительнее к другим всегда больше.

В этой работе я не раз говорил, что весь фокус в том, что человек объясняет свои поступки, если в них есть инстинктивная основа, крайне путано. Иначе и быть не может. Если же мы выясняем, в чем суть инстинктивной программы, мы проникаем к истокам подсознания. А они очень просты и рационалистичны для тех условий, для каких их создавала природа. Корни человека - всегда в его биологии. И освободиться от действия естественного отбора человеку не удастся никогда. У большинства цивилизованных людей инстинкт удивительно корректен по отношению к разуму. Древний повелитель поведения, он не командует, не требует слепого подчинения, даже не советует. Он только незаметно подсказывает, оставляя разуму полную свободу облечь желание в подходящую времени и обстановке форму. Ведь он, инстинкт, всегда древен и консервативен, многое могло измениться в жизни - на то и разум, чтобы ориентироваться в меняюшихся, нестандартных ситуациях и принимать решения. Разум и инстинкт сосуществуют. Миллионы лет

И в заключение речь пойдет о другом. Если Вы благодаря или с помощью этих советов, добьетесь поставленной цели и будете более ясно понимать инстинктивные механизмы брачного поведения и сумеете решить вторую и главную задачу обрести или улучшить свои отношения с противоположным полом и самим собой, то к специалисту-психологу можно и не идти. Ведь по сути своей психолог не советчик. Он может только помочь осознать некоторую ситуацию или некоторые внутренние трудности, но принять решение, а тем более выполнить его может только сам человек.

Но, если проблемы взаимоотношений остались и кажутся неразрешимыми, можно и нужно идти к психологу. Скорее всего, необходимо тестовое обследование, устранение патогенных факторов в эмоциональном и ментальном планах сознания, применение методов самопрояснения и развития.

Удачи Вам и понимания мира, себя и других!

 

Литература

1. Анатолий Протопопов. ТРАКТАТ О ЛЮБВИ, как её понимает жуткий зануда. Доступно в Интернет.

 2.  В.Р. Дольник   Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев  “Природа” N 1,2,3 за 1993г. 
 3.  В.Р. Дольник   Пол - разгадка жизни или жизнь - разгадка пола? “Химия и жизнь” N 9 за 1995г.
 4.  Два пола - зачем и почему? “Наука и жизнь” N3 за 1966г.
 5. А.А. Травин     Этюды по теории и практике эволюции. “Химия и жизнь” N 1,2,3 за 1997г. 
 6. В.А.Геодакян    Эволюционная теория пола. “Природа” N 8,91г. 
 7. В.П. Эфроимсон  Родословная альтруизма. “Новый мир” N 10,61г.
 8. В.Р. Дольник    Такое долгое, никем не понятое детство. Доступно в Интернет.
 9. К.   Лоренц  Агрессия (так называемое зло). Доступно в Интернет. 
10. В.Р. Дольник   Существуют ли биологические механизмы регуляции численности людей. “Природа” N6 за 1992 г. 
Hosted by uCoz