Эрик Х. Эриксон

(1902 – 1994)

Эриксон имел родителей датского происхождения, но они развелись до его рождения, и он воспитывался в доме отчима-немца. Окончив среднюю школу, Эриксон больше не получал формального образования. В 1927 г. он познакомился с Анной Фрейд и впоследствии проходил у нее анализ и обучался детскому психоанализу. В 1933 г. он эмигрировал в Соединенные Штаты и большую часть жизни был профессором в Гарвардском университете. Он работал в русле эго-психологии, но существенно отличной от хартманновской. Эриксон является одним из наиболее популярных и влиятельных психоаналитиков в истории, но в психоаналитической литературе его имя встречается относительно редко.

 

Основные концепции.

В названии классической работы Эриксона “Детство и общество” отражены его главные интересы. К фрейдовской психобиологии Эриксон добавил равнозначное психосоциальное измерение.

Эпигенетический принцип. Эпигенетический принцип предполагает развитие эго по некоему общему для всех плану. Как следствие, существует забота о следующих поколениях. “…взрослый человек так же предрасположен нуждаться, как быть необходимым” (1964:130).

Мотивация. Эриксон ввел понятие инстинктивных паттернов (шаблонов) поведения. Реализация инстинктивных влечений как врожденных “паттернов действия” целиком зависит от социальных и культурных факторов (у Эриксона описываются американские общество и культура).

Актуальность. В противовес фрейдовскому понятию “реальности” (все силы и объекты в мире) Эриксон ввел понятие “актуальности” (внешние факторы, активирующие, “актуализирующие” индивида). Актуальности определяются стадией развития индивида, его личными обстоятельствами, историческими и политическими процессами.

Идентичность. Идентичность, согласно Эриксону, возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую новую конфигурацию, в зависимости от тех процессов в обществе, при помощи которых индивид идентифицируется как тот, кем он должен стать (1968:86). Идентичность формируется в процессе актуализации и социализации. Необходимое условие существования идентичности - наличие “способа- жизни” - общего мировоззрения, внутренней логики (идея, близкая адлеровской). Понятие эго у Эриксона шире, чем у Хартманна, и включает в себя синтез целой личности и опыта.

Стадии развития. Эриксон расширил фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Зрелая личность – продукт как интрапсихических, так и общественных сил. Восемь стадий развития в течение жизни Эриксон описывает в терминах конфликтов, от разрешения которых на каждой стадии зависит успешность развития. Решение этих жизненных задач на каждой стадии, в свою очередь, существенно для прохождения последующих стадий.

1. Базовое доверие ИЛИ Недоверие.(0 – 1 г.) Период в жизни ребенка, когда устанавливается базовый принцип отношения к окружающему миру. Чувство базового доверия – основа здоровой личности – возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (матерью, в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности. Этот период соответствует оральной стадии классического психоанализа.

2. Автономия ИЛИ Стыд и сомнение.(1 – 3 г.) Период становления базовых принципов по отношению к миру. В “борьбе за самостоятельность” устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и её подавленности. Чересчур контролируемый ребенок сдается социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность. Этот период соответствует анальной стадии классического психоанализа.

3. Инициатива ИЛИ Вина.(4 – 5 л.) Период становления поло-ролевой идентичности, ухода от прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае, вина ограничивает его открытость реальности.

4. Мастерство ИЛИ Неполноценность.(6 – 11 л.) Школьные годы, период активной социализации. Ребенок “примеряет” социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники). Но важно также, чтобы работа не стала “жизненной позицией”. Этот период соответствует латентной стадии классического психоанализа.

5. Идентичность ИЛИ Диффузия идентичности.(12 – 18 л.) Подростковый период – становление эго-идентичности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Также развивается чувство профессиональной идентичности. Максимализм, приверженность подростковым “идеалам” в это время служат защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности.

6. Близость ИЛИ Изоляция. Период развития близких отношений с противоположным полом. Стабильная сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за чувства угрозы потери идентичности. Возникают конфликты средненго возраста.

7. Творчество ИЛИ Застой. Кульминация жизни. Период активной заботы о детях и творческой продуктивности или же равнодушие к судьбе всего мира кроме самого себя.. Общечеловечность или самопоглощенность.

8. Целостность ИЛИ Отчаяние. Основная работа жизни закончена. Пора размышлять, подводить итого, играть со внуками, если они есть. Эго-целостность характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни. Недостаток эго-интеграции сопровождается безнадежностью, осознанием впустую растраченного времени и страхом смерти.

 

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ

(1958) Young Man Luther: A Study in Psychoanalysis and History.

(1963) Childhood and Society.

(1964) Insight and Responsibility: Lectures on the Ethical Implications of Psychoanalytic Insight.

(1968) Identity: Youth and Crisis.


Hosted by uCoz