Общая проблема заключается в том, что современная (международная) система охраны авторских прав подрывает свою собственную цель.
Джеймс Бойль

Права автора пережили на своем веку две революции. Первая революция была вызвана изобретением в середине XV века печатного станка, заменившего ручное копирование и ознаменовавшего начало массового производства книг. Права автора мало уважались в то время, а в регистры книгоиздателей вписывалось не имя автора, а имя типографщика (продавца книг, издателя). Авторы продавали свои работы типографщикам обычно за твердую сумму гонорара, одновременно уступая права на свою работу и на будущие вознаграждения.

В 1709 году вышел первый закон об авторских правах в современном представлении — "Статут королевы Анны". Ключевой момент этого закона состоял в том, что, несмотря на противодействие издателей, исключительные права на произведение предоставлялись автору, и он мог затем продать или передать их другому лицу. Но фактически для авторов мало что изменилось. Все так же им приходилось продавать законные права на свои работы издателям, которые имели монополию на них в течение 21 года.

Со временем проблема авторских прав вышла за пределы какого-то одного государства, и для ее решения понадобились согласованные действия многих наций. В результате в 1886 году появилось международное многостороннее соглашение — Бернская конвенция "Об охране литературных и художественных произведений", согласно которой любые творческие произведения автоматически становились объектом охраны авторских прав, и автору не обязательно было регистрировать авторские права или подавать заявку на их защиту. Как только произведение записывалось на материальный носитель, автор автоматически получал исключительные права на это или на производное произведение.

В 1952 году в Женеве была принята Всемирная конвенция по охране авторских прав как альтернатива для тех государств, которые не соглашались с Бернской конвенцией. Такими странами были развивающиеся страны, Советский Союз, большинство стран Латинской Америки и США (которые попали в непривычную для себя компанию из-за того, что они имели другой взгляд на моральные права авторов и регистрацию авторских прав). С 1967 года Всемирная конвенция по охране авторских прав находится в ведении Всемирной организации интеллектуальной собственности — ВОИС (WIPO).

Таким образом, за 300 лет был налажен довольно действенный механизм защиты авторских прав. Многие процессы стали подконтрольными, авторы более или менее исправно получали свои вознаграждения, а посредники — немалые доходы. Система поломалась чуть ли не в один момент — грянула вторая авторская революция, причиной которой послужило создание Интернета, изобретения более радикального, чем печатный станок. Интернет убрал всякие границы, и значительная часть населения Земли исторически мгновенно получила доступ к гигантской копировальной машине. Охрана авторских прав оказалась в глубоком кризисе…

"Контрреволюция" посредников

Е
сли взять глобальную цепочку автор—посредники—общество, то от появления Интернета, по большому счету, никто не пострадал, но многие  выиграли. Больше всего считают себя ущемленными часть посредников, и это понятно. Появились новые средства хранения, воспроизведения, распространения информации, и владельцы старых  средств — печатных, радио-, звуко— и видеозаписей — стали терять свои доходы, которые уплыли к Интернет-провайдерам и производителям новых цифровых продуктов. Но в целом доходы посредников не уменьшились, а просто-напросто реструктуризировались.

Новые технологии требовали новых законов об авторском праве, и в декабре 1996 года были приняты два основополагающих договора, связанных с Интернетом: Договор ВОИС по охране авторских прав (WCT) и Договор ВОИС по исполнителям и звукозаписи (WPPT). Оба договора вступили в силу после того, как их ратифицировали 30 стран-участников: первый — в марте 2002 года, а второй — в мае 2002-го.

Но пострадавших посредников "расплывчатые" договоры ВОИС не устраивали, и в 1998 появился пресловутый Американский закон о защите авторских прав в цифровую эпоху (DMCA), принятый при энергичном лоббировании Голливудом, студиями звукозаписи и производителями программного обеспечения. DMCA ввел уголовную ответственность (в частности, за производство и распространение технологий, которые помогают обойти меры, предусмотренные для защиты авторских прав), а также увеличил штрафы за нарушение авторских прав в Интернете.

Многие юристы посчитали DMCA антиконституционным и противоречащим договорам ВОИС по Интернету. Они отмечали, что некоторые положения DMCA не предусмотрены договорами ВОИС, которые требуют только обеспечения адекватной правовой защиты и эффективных юридических мер против обхода технических средств, использующихся авторами в связи с осуществлением их прав. Юристы настаивали, что законы США по охране авторских прав уже и так содержали их адекватную юридическую защиту.

Как и следовало ожидать, грянули громкие судебные процессы, связанные с DMCA. Так, в 1999 году норвежский 15-летний подросток (получивший впоследствии за свое изобретение национальный престижный "Приз Каролины") создал устройство DeCSS, позволяющее пользователям операционной системы Linux проигрывать DVD-диски, не ожидая, пока промышленность обеспечит их "разрешенными" устройствами. Норвежцу грозило отсидеть в тюрьме 2 года. Кроме него иски были предъявлены некоторым издателям за обеспечение доступа к DeCSS.

Кроме того посредники-правообладатели попытались закрыть рот ученым. В сентябре 2000 года Ассоциация американских звукозаписывающих компаний (RIAA) буквально спровоцировала их, предложив всем желающим попытаться взломать разработанный ею цифровой "водяной знак". Профессор Принстонского университета Эдуард Фелтен и его команда приняли вызов и сумели обойти защиту. После того как ученые решили опубликовать результаты своего исследования, RIAA объявила, что вознаграждение она им выплатит, но разрешения на публикацию не даст. Фелтен отказался от вознаграждения и решил опубликовать статью. Однако ему стали угрожать судебным иском члены SDMI — консорциума, который объединяет более 200 компаний и организаций, представляющих информационные технологии, технологии обеспечения защиты, электроники, звукозаписи и провайдеров услуг Интернета. В дело втянули также организаторов технической конференции — USENIX (Ассоциация передовых компьютерных систем), которых пугали криминальной ответственностью, если Фелтен зачитает на конференции свой доклад.

С каждым судебным процессом, связанным с DMCA, укреплялись позиции этого спорного закона и тех посредников, которые за ним стояли. А тут и европейцы подоспели. В марте 2004 года Европейский Союз принял закон, очень похожий на американский DMCA…

А что у нас?

Формально мы все соблюдаем и везде участвуем. В декабре 1993 года Украина заявила об участии во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года, а немного погодя, в мае 1995 года, присоединилась и к Бернской конвенции и в сентябре 2002 года — к договорам ВОИС — WCT и WPPT.

На самом же деле мы не очень-то их соблюдаем. В то же время в России в июле 2004 года вступили в силу поправки к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", которые прозвали "русским DMCA". В частности, теперь в России экземпляры произведений в цифровой форме могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в этой же форме.
 
 Судебные споры и дискуссии по авторскому праву в Украине — явление редкое. В Обзорном письме №01-8/31 от 14 января 2002 года Высший хозяйственный суд Украины сделал вывод о том, что размещение в Интернете произведения в виде, доступном для публичного пользования, является его воспроизведением и требует разрешения лица, имеющего авторское право. Теперь это решение суда применяют на практике. Так, в начале 2000 года в Интернете появилась сканированная из журнала "Всесвіт" начала 90-х годов версия перевода книги Энтони Берджеса "Механический апельсин". Издательство "Кальвария", имеющее официальное разрешение на публикацию романа на украинском языке, обратилось к администраторам сайта с просьбой убрать неофициальные версии романа. Многие Интернет-пользователи расценили такой шаг как убийство украинской литературы, ведь цена тоненькой книжки в твердой обложке на рынке стоит 20—30 грн., в то время как российский перевод — всего 10 грн. Выбор был явно не в пользу украинского издания, да и немногочисленные украинские Интернет-пользователи не могли подорвать финансовых планов издательства. Что касается сторонников охраны авторских прав, то они квалифицировали нелегальную публикацию в Интернете как кражу, аналогичную угону мерседеса, а выбор Интернет-пользователей (читать или не читать несанкционированный перевод) был преподнесен, ни много ни мало, как борьба между добром и злом.
Таков в целом наш вклад в общемировую дискуссию…

Главные персонажи

Н
аконец, перейдем к рассмотрению интересов двух главных участников творческого процесса: авторов и общества.

Авторы. В докопирайтовский период творческие люди были зависимы от меценатов. С точки зрения современных борцов за копирайт такое положение дел было ужасным и несправедливым. Можно было бы и согласиться, если бы не тот факт, что как-то и Бетховен, и Леонардо да Винчи умудрялись создавать свои шедевры. В период развитого копирайта творческие люди стали получать порой немалые гонорары, отчисления от продаж. Творчество коммерциализировалось и стало частью бизнеса, хотя природа творческого человека осталась прежней.

Все так же автор рождает в муках свои работы с желанием ознакомить общество с плодами своего творчества. "Мораль такова, что писателю следует искать свое вознаграждение в удовольствии от своей работы и в освобождении от бремени своих мыслей…", — сказал когда-то Соммерсет Моэм. Имея непрагматичную натуру, талантливые авторы часто продают за бесценок свои произведения и редко заботятся о соблюдении своих авторских прав, - ведь судебные коридоры  не самое удачное место для творчества. Обычно это за них делают правообладатели и наследники.

Сверхзадача для общества — установить с автором правильные взаимоотношения, учитывая его творческую природу. Профессор Сергей Капица высказал мысль, что необходимо искать другой способ поощрения авторов вместо прибыли от прямых продаж — за счет фондов или общественных отчислений. Одной из форм защиты автора является "право общественного пользования" (PLR). В частности, Канада — это страна, признавшая PLR. Канадское общественное право общественного пользования предоставляется книгам, написанным канадскими авторами и находящимся в канадских библиотеках. Предполагается, что общество извлекает выгоду от чтения этих книг в библиотеках, но авторы страдают от упущенной прибыли. Авторам выплачивается компенсация из специального государственного фонда. Но компенсация не слишком большая и выплачивается исключительно гражданам Канады и только авторам, а не правообладателям.

Более реальным было бы создание комплексной системы поощрения авторов. Во-первых, выплата авторам достойного гонорара за первую публикацию как стимул к дальнейшей работе и созданию новых произведений. Собственно, это возврат к прошлому, но для автора надежнее получить твердое и гарантированное вознаграждение за свой труд пусть один раз и не тратить свои силы и энергию на отстаивание своих авторских прав. Во-вторых, хорошо разработанная система национальных и международных премий — это и моральная, и материальная поддержка для авторов. И, в-третьих, это поощрение и пропаганда меценатства. Меценатство — это и действенная система, когда богатый человек или организация материально помогают артистам, художникам, писателям.


Общество. Критики охраны авторских прав утверждают, что сама эта концепция никогда не приносила выгоды обществу, а всегда служила для обогащения ограниченного круга лиц за счет творчества. Общество может развиваться только в том случае, если оно будет иметь открытый доступ к информации, произведениям науки,  литературы, искусства. Авторы часто создают новые работы, беря в пример, сочетая и компилируя уже существующие произведения, и они нуждаются в исчерпывающей информации о сфере, в которой работают. Тот же Сергей Капица считает, что крупные открытия должны сразу попадать в public domain, становиться всеобщим достоянием.

Всеобщее достояние — это важный поставщик сырого материала для будущих создателей, и обществу выгодно как можно скорее получить работы автора в свободное использование. Однако тенденция такова, что срок перехода произведений в ранг общественного достояния все увеличивается и увеличивается. "Статут королевы Анны" предоставлял автору исключительные права на 14 лет и продлевал затем еще на 14 лет, в случае, если автор был жив, после чего его произведение становилось общественным достоянием. Сейчас в большинстве стран мира, в том числе и в Украине, авторское право охраняется на протяжении всей жизни автора плюс 70 лет (!) после его смерти. Такое положение выгодно только правообладателям, но не обществу, которое не имеет права в полной мере воспользоваться плодами творчества автора даже после его смерти.


Другие правила

М
ногие эксперты считают, что необходимо создать такие законы, которые бы уравновесили интересы авторов, посредников и общества. Однако, учитывая, что взаимоотношения "автор—правообладатель" не меняются уже несколько столетий, маловероятно найти такой баланс. Необходимо изменение самой концепции копирайта.
Судя по темпам развития науки и технологий, не за горами третья авторская революция, которая не оставит камня на камне от современного института охраны авторских прав. Собственно, Интернет уже подготавливает почву для перемены сознания, ускоряя переход работ автора в public domain хоть и не по законам, лоббируемым всемогущими посредниками, а по другим правилам.

… В общем, как точно заметил однажды помощник профессора права Джорджтаунского университета Дэвид Пост, нам следует приготовиться жить в мире, где охрана авторских прав будет неуместна. По крайней мере, в сети.

По крайней мере, не совсем законное  "пиратское" поведение по отношению к soft ware, на которое Украине пеняют развитые страны, позволило украинскому образованию готовить украинских специалистов по информационным технологиям достаточно конкурентно способных по сравнению с выпускниками университетов тех же стран.

 

 

 

Источник: Ирина СОЛОДЧЕНКО. Вперед в прошлое. Авторские права в эпоху "Всемирной паутины".  «Киевский телеграф», 1 - 7 октября №40,  http://www.versii.com/telegraf/material.php?id=3048&nomer=230

 

Hosted by uCoz