Internet/Intranet технологии в корпоративных информационных систем

Основные факторы, влияющие на эволюцию КИС

В последнее время, все большее количество руководителей начинают осознавать важность построения на предприятии корпоративной информационной системы, как необходимого инструментария для управления бизнесом в современных условиях. Для того, чтобы выбрать перспективное программное обеспечение для построения КИС, необходимо осознавать все аспекты развития основных методологий и технологий разработки.

Сначала попытаемся определиться с используемой терминологией. Корпоративной информационной системой (КИС) мы будем называть совокупность специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной платформы, на которой собственно инсталлировано и настроено программное обеспечение. Существуют три наиболее весомых фактора, которые существенно влияют на развитие КИС:

Теория управления предприятием представляет собой довольно обширный предмет для изучения и совершенствования. Современная информационная система должна отвечать всем нововведениям в теории и практике менеджмента. Несомненно, это самый главный фактор, так как построение продвинутой в техническом отношении системы, которая не отвечает требованиям по функциональности, не имеет смысла.

Прогресс в области наращивания мощности и производительности компьютерных систем, развитие сетевых технологий и систем передачи данных позволяют постоянно наращивать производительность КИС и их функциональность.

Параллельно с развитием “железа”, на протяжении последних десяти лет, происходит постоянный поиск новых более удобных и универсальных методов программно-технологической реализации КИС. Во-первых, изменяется общий подход к программированию: с начала 90-х годов объектно-ориентированное программирование фактически вытеснило модульное, сейчас непрерывно совершенствуются методы построения объектных моделей. Во-вторых, в связи с развитием сетевых технологий, локальные КИС, уступают своё место клиент-серверным реализациям. В-третьих, в связи с активным развитием сетей Internet, появляются все большие возможности работы с удаленными подразделениями, открываются широкие перспективы электронной коммерции, обслуживания покупателей через Интернет и многое другое. Разумеется, разработчики программного обеспечения стараются поддерживать свои разработки в соответствии со всеми современным возможностями и стандартами.

Подробнее остановимся на обсуждении последнего пункта. Так как подход к программно-технической реализации не является чисто технологической проблемой разработчика, так как он непосредственно влияет на функциональные возможности КИС, на ее гибкость, способность к адаптации и дальнейщему развитию.

Даже поверхностный анализ общего состояния на мировом рынке производителей экономического ПО позволяет сделать выводы, что основной тенденцией является повсеместный переход на использование Internet/Intranet–технологий. Практически все гиганты этой индустрии, такие как SAP (http://www.mysap.com), PeopleSoft (http://www.peoplesoft.com), Baan (http://www.baan.com), и другие выпустили Intranet-версии своих программных комплексов в течение 2000 года.

В достаточной мере, вышеописанная тенденция связана с развитием концепции XML (Extensible Markup Language). В последнее время концепция XML стала чуть ли не самой модной и активно обсуждаемой темой в компьютерной прессе.. Что же кроется под этой аббревиатурой?

Описание XML

Язык XML (Extensible Markup Language - расширяемый язык разметки) предназначен для описания других языков, т. е. это метаязык. XML позволяет представить данные в виде структурированного текстового документа. Разметка структуры задается в виде так называемых тэгов, имеющих формат <имя> .. </имя>. Внутри тэгов находятся данные. Получить представление о таком подходе проще всего посмотрев на любой HTML, поскольку HTML является реализацией языка на основе XML и описывает набор тэгов для визуализации данных web-броузером.

Документы XML представляют собой текстовые файлы, содержащие данные и теги, идентифицирующие структуры внутри текста.

XML позволяет разработчикам усложнять структуру данных, преобразуя их в формат, который может использоваться Web-приложениями, серверами, промежуточным программным обеспечением и конечными пользователями.

Построение общей структуры информационной системы

Структура информационной системы представляется в виде дерева, например

Построение XML-структуры информационной системы

Для вышеуказанной древовидной структуры задается список XML-тэгов, описывающий основные элементы системы.

<IS>
<Refers>
<Agents/>
<Staff/>
</Refers>
<Documents>
</Documents>
</IS>

В результате получаем описание структуры информационной системы до уровня конечных бизнес-объектов. В данном примере справочники контрагентов и подразделений являются конечными бизнес-объектами.

Описание свойства бизнес-объектов

Для каждого объекта делается его описание на языке XML. Например, для справочника контрагентов возможно следующее описание:

<Agents>Набор карточек
<Agent uid=’’>Карточка

<FullName>Полное наименование</FullName>
<Name>Наименование</Name>
<Adr delType=’PO>Адрес</Adr>
<Tel telType=’Home’ >Телефон</Tel>
...

</Agent>
</Agents>

Для каждого XML-тэга может быть задан набор атрибутов (в примере delType-тип адреса).

Описание методов бизнес-объектов

Любой бизнес-объект должен обладать как минимум 4 методами:

Помимо этого может быть любое количество дополнительных методов

Технологическая структура КИС, построенных на основе концепции XML

Сервер баз данных

Сервер баз данных предназначен для хранения и извлечении информации с использованием реляционных СУБД, таких как MS SQL Server, Oracle или Sybase. Фактически сервер баз данных представляет собой программное обеспечение СУБД и набор таблиц, процедур и запросов.

Сервер XML-данных

Сервер XML-данных предназначен для представления информации, хранящейся в реляционных базах данных в виде бизнес-объектов и реализации бизнес-логики приложения. Другими словами, он обеспечивает объектный интерфейс к данным, обработку таких данных и реализацию определенных алгоритмов информационной системы. Стоит отметить, что в XML-объект может включать информацию, не являющуюся частью базы данных, например иллюстрации или материал, динамически получаемый из Интернет.

Сервер может быть реализован на базе WEB-сервера (MS IIS, Netscape или Apachie) или в виде отдельного приложения, написанного, скажем, на С или Java.

Сервер HTML-интерфейса

Сервер HTML-интерфейса предназначен для формирования динамических web-страниц. Страницы визуализируют бизнес-объекты из XML-данных и проводят предварительную обработку введенной пользователем информации, форматирование и отправку XML-серверу.

Данный сервер реализуется на базе WEB-сервера (MS IIS, Netscape или Apachie).

Преимущества от использования трехзвенной клиент-серверной архитектуры

Обмен данных с другими приложениями

Использование XML позволяет решать ряд принципиально новых задач в области построения корпоративных систем, используя техническое обеспечение самых разных производителей. Это обеспечивается тем, что большинство производителей компьютерных комплектующих договорились о единых стандартах их взаимодействия. Кстати, именно этой стандартизации обязан столь существенный прогресс в области развития компьютерной техники.

Теперь, представим похожую ситуацию, только связанную не с компьютерной техникой, а с ПО различных производителей. Например, Вы выбираете программное обеспечение для автоматизации управления на своем предприятии. При этом, посмотрев различные системы, Вы для себя решили, что модуль “Кадры” Вам больше всего понравился у Boss, модуль “Бюджетирование” у Platinum, “Управление производством” у Symix и т.д. При этом в настоящее время, в подавляющем большинстве случаев, Вы вынуждены целиком покупать и внедрять интегрированное ПО одного из производителей, так как производители не договорились об универсальных стандартах обмена данными между приложениями.

Использование XML в качестве открытого стандарта обмена данными между приложениями позволяет эффективно использовать отдельные модули различных производителей в рамках одной информационной системы, тем самым, достигая их комбинации, наиболее оптимальной как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения финансовых вложений.

Работа с программным и аппаратным обеспечением различных производителей.

Реализация XML-серверов и серверов интерфейсов может быть выполнена для различных программных платформ. Например, в рамках информационной системы одного предприятия могут использоваться СУБД Microsoft под Windows NT и Oracle под Solaris, WEB-сервера Microsoft и Netscape.

Internet/Intranet–технологии. Какие преимущества? Какие недостатки?

В последнее время одним из наиболее развивающихся направлений управления бизнесом является концепция CRM (Customer Relationship Management). Это в первую очередь связано с тем, что в настоящее время конкурентная борьба наиболее активно развивается в области управления качеством. Причем под качеством подразумевается не просто качество изготовления конкретного вида продукции, а качество обслуживания ее потребителей. Понятие качественного обслуживания включает в себя контроль собственно качества продукции, различные схемы гарантийного и постгарантийного обслуживания в течение всего жизненного цикла, внесение изменений в конструкцию, на основании пожеланий потребителей и т.д. На данный момент рамки понятия CRM довольно размыты и аморфны, и наиболее структуризирована схожая концепция CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), являющаяся частью маркетинговой политики компании Symix (представитель в России компания СОКАП – http://www.socap.ru).

Основной проблемой реализации подобной стратегии в рамках КИС является тот факт, что большинство данных, с которыми работает информационная система относятся к оперативной деятельности в узких рамках самой компании, и накопление и анализ всесторонних данных о круге потребителей представляет собой задачу, выходящую из этих рамок. Так как же все-таки наладить процесс удобного и эффективного обмена актуальной информацией с потребителями?

Полнофункциональное виртуальное представительство компании в Internet

Использование технологий Internet при построении КИС открывают еще одну интересную возможность. С их помощью компания может организовать в Internet полнофункциональное виртуальное представительство.

Во многих компаниях по всему миру уже существует сервис ввода заказов на продукцию через Internet. Одной из первых этот сервис предоставила компания Cisco Systems (http://www.cisco.com), сумев существенно повысив уровень качества обслуживания своих потребителей.

Мы же под виртуальным представительством будем ронимать полный спектр информационной поддержки всех поставщиков, дистрибуторов и потребителей продукции компании. Таким образом, осуществляется функция полной обратной связи по всему жизненному циклу изделий. Поясним на примере основные возможности такого представительства:

Дистрибуторы и потребители продукции могут напрямую заказывать продукцию через Internet. При этом заказ, после его ввода и подтверждения становится документом в КИС и встает в очередь на обработку. Заказчик в любое время сможет контролировать этапы выполнения заказа, вплоть до отгрузки.

Поставщики сырья и материалов, могут незамедлительно информировать КИС о переносах сроках поставки тех или иных комплектующих, для того, чтобы система успела переформировать производственный план и/или запустить в производство имеющиеся запасы комплектующих.

Через сервер виртуального представительства, потребители продукции могут получать всевозможную техническую и информационную поддержку, заполнять заказы на гарантийное и постгарантийное обслуживание, вносить свои предложения и замечания, участвовать в дискуссиях, касающихся обсуждения тех или иных изделий. Кроме того, может быть организована оперативная “горячая” линия поддержки всех потребителей, как по электронной почте, так и online. На основании анализа предложений и материалов дискуссии могут быть оперативно сделаны выводы о выпуске новых видов продукции или смене конфигурации существующих.

Одним из самых тривиальных и действенных методов конкурентной борьбы является снижение конечной цены продукции за счет снижения различных элементов спектра затрат, влияющих на ее себестоимость. Однако, если предприятие даже и добилось существенного уменьшения затрат, очень часто случается, что до конечного потребителя продукция доходит по прежней цене, а весь выигрыш в рентабельности распределяется замысловатым образом по цепочке распределения. Тем самым, обороты предприятия изготовителя не растут, а адекватной информации о том, почему это происходит у руководства нет. Исходя из этого, очень важно налаживать регулярный обмен информацией между всеми участниками логистической цепочки, чтобы четко представлять себе все ее элементы, где возникает дополнительное ценообразование. С помощью виртуальных представительств, может быть налажен оперативный мониторинг движения товара по всей цепочке поставок, и проанализирована эффективность данного канала распределения в целом.

Полномасштабный удаленный доступ и вопросы безопасности

Представьте себе ситуацию, что Вы – директор крупной компании, отдыхаете на пальмовых островах Тихого Океана, и вдруг, Вам по каким то причинам стало необходимо вмешаться в деятельность Вашего далекого предприятия. Вы, недолго думая, отправляетесь в Интернет-кафе неподалеку от пляжа, и при помощи обыкновенного броузера просматриваете отчеты Вашей КИС. Удобство или излишество? Да и безопасно ли это? Да, конечно это небезопасно, хотя существуют различные методы шифрования и создания защищенных каналов. По большему счету, небезопасно ровно настолько, насколько небезопасен вариант любой удаленной работы. Однако такая возможность иногда крайне необходима, например, в случае очередного финансового кризиса.

Удобство прозрачного удаленного доступа к КИС может быть использовано еще и в другом качестве. Например, для создания с помощью защищенного канала удаленного рабочего места аудитора, работающего с Вашей финансовой отчетностью.

Открытость

Основным и избитым лозунгом производителей экономического ПО является фраза: “У нас все решается на уровне настроек”. К сожалению, это почти всегда не так. Каждое предприятие имеет свою совершенно определенную специфику, которая отражается не только в области деятельности, а во внутренних, иногда “неуставных”, методах управления, которые сложились десятилетиями и никто от них не думает отказываться. Из всего этого следует, что одними из основных критериев оценки ПО для построения КИС являются его гибкость и адаптируемость под конкретного заказчика.

Разработчики крупных клиент-серверных систем зачастую гордятся своими специализированными внутренними языками доработки, однако, реально адаптация происходит с большими затруднениями.

В случае с использованием Internet/Intranet технологий разработчик в каждом случае передает все тексты системы заказчику. А так как система представляет собой набор текстов, написанных на языках DHTML, XML и JavaScript, обучение специалистов и доработка занимают достаточно мало времени, потому как все эти технологии являются абсолютно открытыми, и, скажем, книжку по работе с ними можно приобрести в любом специализированном магазине.

Кроме того, факт отсутствия специализированной программы-клиента сам по себе дает ряд неоценимых преимуществ. Одним из них является существенное сокращение численности персонала обслуживающего информационную систему. Дело в том, что при инсталляции, обнаружении ошибок, настройке, смене версий вся работа идет только на сервере и специалистам не приходится каждый раз терять время на обход всех рабочих мест.

Новое веяние – ASP (Application Service Provider)

В последнее время появилось еще одно новое веяние. В связи с грядущим выпуском крупнейшими разработчиками экономического ПО Internet-версий своих продуктов, появилась пока еще теоретическая возможность размещать свою КИС на серверах удаленного провайдера и работать с ней по каналам Internet. Например, компания America Online (http://www.aol.com) оценивает стоимость одного рабочего места при работе с пакетом SAP R/3 около $300 в месяц. Однако в России, Украине подобный подход вряд ли приживется в ближайшее время. Во-первых, это связано с некачественными каналами Internet, а во-вторых с всеобщим недоверием, сложившимся в экономической и коммерческой среде в последнее десятилетие. Руководители предприятий скорее всего не захотят доверять свою корпоративную информацию постороннему провайдеру.

Модель доступа из Web-браузера (технология Internet/Intranet)

      В настоящее время для доступа к базам данных в системах, разработанных по технологии Internet/Intranet, используются

      ==>    CGI- или ISAPI-программы,
      ==>    Java- или JavaScript-программы.

      А.    Доступ к базе данных из CGI- или ISAPI-программы

Сейчас наиболее популярными продуктами, позволяющими работать с Web-страницами, являются Netscape Navigator (Netscape) и Microsoft Explorer (Microsoft). Эти продукты ещё часто называют Web-браузерами.
      Сначала по запросу Web-браузера из Web-сервера Internet читается HTML-форма (это HTML-программа, которая содержит описание полей ввода для Web-страницы и имя CGI-программы для их обработки). Web-браузер интерпретирует эту программу и выводит страницу на экран рабочей станции. Пользователь должен заполнить поля ввода и нажать кнопку типа SUBMIT. Web-браузер пересылает Web-серверу имя CGI-программы обработки, имена полей ввода и их значения. Web-сервер в свою очередь, используя интерфейс CGI (Common Gateway Interface), запускает CGI-программу (транзакцию), которая с помощью SELECT-запроса через ODBC-интерфейс читает данные из локальной или удалённой базы данных и с помощью оператора print генерирует новую HTML-программу, содержащую результаты поиска. Эта программа передаётся на рабочую станцию, где и интерпретируется Web-браузером. Пользователь видит Web-страницу с данными, полученными из базы данных.
      Сейчас в основном используются Web-серверы фирм Netscape и Micro-soft: Netscape Communication Server (Unix) и Microsoft Internet Information Server (только под Windows NT). Фирма Novell также разработала свой Web-сервер NetWare Web Server (только под NetWare 4.1 и 4.11).
      Для написания CGI-программ для Web-серверов применяют языки Perl, C, TCL (Tool Command Language) и командный процессор Unix Bourne. Встре-чаются CGI-программы, написанные на Visual Basic, Access и на специфических языках (NetBasic для NetWare 4.11 Web Server, Basic для NetWare 4.1 Web Server, PL/SQL для Oracle Web Server и т. д.)
      В настоящее время для написания приложений в среде Microsoft Internet Information Server вместо медленного CGI-интерфейса (CGI-программа выпол-няется как иной, нежели Web-сервер, процесс) часто используют ISAPI-интерфейс, позволяющий создавать dll-программы
, выполняющиеся в адрес-ном пространстве Web-сервера. Для доступа к базе данных часто используют уже готовые ISAPI-приложения типа dbWeb, IDC и др.

Б.    Доступ к базе данных из Java- или JavaScript -программы

      Большинство современных Web-серверов и Web-браузеров одновре-менно поддерживают HTML- и Java-программы. Более того, в HTML-документ могут быть встроены фрагменты на языке JavaScript (или VBScript), откуда можно вызывать методы объектов ActiveX и передавать им SQL-операторы для дальнейшей обработки.
      Основной недостаток технологии Internet/Intranet заключается в необходимости использования дополнительных средств защиты от несанкционированного доступа.
      Часто говорят, что системы доступа к данным на базе моделей сервера базы данных, сервера приложений и Internet/Intranet поддерживают архитектуру клиент/сервер.

      При создании информационных систем большое значение имеет анализ временных показателей. Особенность этих характеристик определяется тем, что даже опытному проектировщику ИС бывает очень трудно спрогнозировать их значения, так как временные показатели зависят, в основном, от решений, принимаемых на ранних этапах проектирования информационной системы, то есть от концептуальной схемы базы данных, спецификаций разрабатываемых программ, архитектуры будущей системы (модели доступа к данным, комплекса технических средств, операционной системы, системы управления базой данных), от наполнения базы данных. Поэтому важно дать проектировщику, выполняющему разработку в среде СУБД, инструмент, позволяющий прогнозировать временные показатели информационных систем и выявлять потенциальные "узкие места" ИС на основе описаний проектных решений. Это особенно важно, если учесть, что основной язык доступа к данным (SQL) относится к классу непроцедурных языков. Неосторожное использование спецификаций этого языка может привести к существенному увеличению времени реакции системы.
      В настоящее время для оценки показателей производительности вы-числительных систем используются системы массового обслуживания (СМО), которые не учитывают особенностей выполнения приложений; для них непро-сто получить исходные данные; трудно проверить выполнение предпосылок их использования. Тем более в этих моделях не учитывается механизм декомпо-зиции запросов к распределенной базе данных на подзапросы и особенности их обработки в узлах распределённой ИС; не учитываются объемы данных промежуточных и результирующих таблиц базы данных, передаваемых по ка-налам связи.
      Сейчас назрела насущная необходимость разработки принципиально нового класса моделей анализа временных характеристик ИС, учитывающих механизмы оптимизации запросов к распределенной базе данных, и примене-ния метода принятия решений, который опирается на целостный выбор вари-анта архитектуры ИС.

 

Заключение

Перед руководителями и менеджерами по информатизации после принятия решения о внедрении информационной системы встает обычно очень сложная задача выбора программного обеспечения. Обычно, главными критериями при сравнении различных систем выбираются функциональность и интегрированность. При этом, почти всегда сравнение по этим двум критериям бывает крайне затрудненным. Дело в том, что в короткий срок сколь либо сложную систему адекватно оценить невозможно, при этом потенциальному заказчику приходится ориентироваться на маркетинговую информацию, очень часто цель которой, продать не продукт, а “представление о продукте”. Оценить же технологическую платформу и ее перспективность существенно проще, и это необходимо делать в каждом из случаев. Исходя из вышесказанного использование технологий Internet/Intranet является для оперативных экономических приложений перспективным и выгодным и во многих случаях безальтернативным.

Источники:

  1. Геннадий Верников. Internet/Intranet технологии и технологическая эволюция корпоративных информационных систем.
  2. Ю.А.Григорьев, Д.т.н., профессор.  Проблемы выбора модели доступа к данным при проектировании информационных систем на основе СУБД. Эл. Журнал Инженерное образование №7, июнь, 2004. www.technj.edu.ru:1600
     

 

Hosted by uCoz