ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ

Смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний. Если учесть все несчастные случаи, происходящие в мире, то число людей, ежегодно страдающих от них, составит более 10 млн., причём около полумиллиона из них погибает. Статистика показывает; что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти являются несчастные случаи (НС)! Согласно той же статистике, главным виновником НС как правило, являются не условия деятельности и не ее организация, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правил, нарушал нормальный процесс деятельности, не использовал средства защиты и т.п. По различным источникам 60—90% НС происходит по вине человека. Основным общепризнанным методом борьбы с этим явлением уже многие годы является использование систем безопасности (СБ).

Причины роста числа несчастных случаев

Первая причина обнаруживается из анализа эволюции человека - с развитием техники опасность её применения растёт быстрее, чем человеческое приспособление к ней.

Второй общей причиной, является цены ошибки. Ошибки современного человека обходятся ему все дороже.

Третья общая причина, способствующая росту НС, - адаптация человека к опасности. Используя блага, даваемые техникой, и привыкая к ним, человека зачастую забывает, что техника обычно является ещё и источником высокой опасности, а интенсивное использование её повышает возможность реализации этой опасности. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и неосведомлённость о массовости несчастных случаев ведут к тому, что человек перестаёт бояться того, что на деле является опасным, и адаптируется к опасности. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счёт этого какие-то выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил.

Четвертая причина, особенно характерная для информационных технологий (ИТ) - виртуальность ошибки. Зачастую последствия своих ошибок в ИТ-системах человек не воспринимает непосредственно. Ошибка проявляется удаленно в пространстве и/или во времени.

Также существуют и субъективные причины: недисциплинированность, склонность к риску, отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и прочее. Как показывает практика, на несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие, как психологический климат в коллективе, принятая система стимуляции труда, условия жизни, вплоть до капризов моды.

СБ призвана решать две основные задачи:

Можно выделить несколько видов опасных ситуаций (ОС) в работе человеко-машинных систем по различным их последствиям: опасная или аварийная ситуация; авария; несчастный случай; катастрофа. Если нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, вызывающим гибель хотя бы одного человека, то подобное событие квалифицируется уже как катастрофа. Все ОС, ведущие к нанесению ущерба будем называть опасными инцидентами (ОИ).

ОИ в процессе деятельности является результатом сложного взаимодействия разнородных факторов:

Все ошибки работников можно разделить на две общие категории:

В свою очередь имеются две категории ошибок принятия решения:

К первой категории будем относить такие ошибки, когда человек, выполняя относительно безопасную работу, создаёт опасную ситуацию своими неправильными действиями. Ко второй категории будем относить такие ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не смог вовремя отреагировать. В первом случае несчастные случаи связаны с не использованием индивидуальных ресурсов, а во втором – с их нехваткой. Качества, связанные мотивационными особенностями субъекта, определяют главным образом не использование возможностей, а психофизиологические качества – их ограниченность.

Так при анализе проблем цеха [2] были выделены несколько значимых элементов предприятия - факторов производства (модулей) влияющих на частоту ОИ:

  1. Когнитивный модуль.
  2. Научно-технологический модуль.
  3. Материально-технический модуль.
  4. Кадровый модуль.
  5. Коммуникативно-функциональный модуль.
  6. Структурно-должностной модуль.
  7. Социально-психологический модуль.
  8. Финансовый модуль.

Рис. 1.

 

Рассмотрим эти модули с точки зрения частоты ОС более подробно.

Под когнитивным модулем будем понимать знания о причинах и последствиях ОИ у персонала. Однако вес этого модуля невелик, т.к. работающий персонал, как правило, в процессе обучения получает все необходимые знания.

Научно-технологический модуль предполагает использование, как правило, сводится к применению более совершенного оборудования, технологий и приемов труда.

Материально-технический модуль сводится к поддержанию в работоспособном и надежном состоянии всей материальной субстанции производственной технологии, включая, естественно и средства вычислительной техники.

Кадровый модуль предполагает наличие профессионально пригодного, специально отобранного, обученного и тренированного персонала. Можно выделить три фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде:

  1. фактор, вытекающий из природных свойств человека - физических, психо-физиологических и интеллектуальных;
  2. фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений
  3. фактор, характеризующий направленность человека, то есть его потребности, мотивы, интересы.

Наиболее распространённым производственным показателем рабочих, с которым принято соотносить уровень травматизма, является стаж работы. Карл Марбе пришёл к выводу, что с повышением возраста рабочего его предрасположенность к несчастным случаям ни в производственных, ни в непроизводственных условиях не увеличивается. Наиболее опасным в отношении травматизма является возраст между 20 и 25 годами. Если предположить, что с увеличением возраста рабочего будет непрерывно расти и его профессиональный стаж, то с увеличением возраста и стажа успешность труда будет до определенного возраста даже повышаться. Исходя из всего выше сказанного, можно прийти к заключению, что ошибочно считать будто травматизм связан с возрастом. Фактически же травматизм падает за счёт роста профессионального стажа. На аварийность оказывает влияние в большей степени стаж работы по профессии, возраст же сказывается на аварийности не очень значительно. Но более тщательные исследования показали, что при равном опыте в группе более молодых рабочих число несчастных случав постоянно было выше, чем в старшей группе. Таким образом, не только недостаток профессионального опыта, но и фактор молодости сам по себе способствует травматизму.

Итак, приведённый анализ позволяет заключить, что в начале освоения профессии из-за малого стажа и обычно молодого возраста имеет место пик ОИ, тогда, как в дальнейшем, с ростом, стажа, действует общая тенденция снижения их количества. Однако при профессиональном стаже примерно 5 лет, обнаруживается второй скачок числа несчастных случаев.

Первый пик оказывается обусловленным недостатком знаний работника: он ещё не может точно определить, что опасно и что не опасно, где последствия ошибок невелики, а где это чревато несчастным случаем. Второй пик возникает при наличии примерно пятилетнего профессионального стажа, о неопытности здесь не может быть и речи. Причина же второго скачка кроется уже в факторе неосторожности, недостаточной осмотрительности. Если первый пик был обусловлен недостатком возможностей, то второй пик является следствием не использования работником уже имеющих возможностей.

Характерно, что число ОИ возрастает в начале и конце рабочей смены и имеет минимум в средине (как для 1-ой, так и для 2-ой смены).

Среди психофизиологических состояний в первую очередь следует выделить трудовое утомление – комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Данный конфликт отражается в сознании работника и переживается им в виде состояния усталости, развитие которого, кроме физиологических, в значительной мере обусловлено и психологическими факторами – потребность в работе, мотивацией, интересами. Во многих психологических исследованиях было показано, что подверженность несчастным случаям существенно повышается с ухудшением состояния здоровья.

Под стрессом принято понимать состояние психической напряжённости, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Иеркс и Додсон экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определённого уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Так была установлена закономерность между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной U – образной кривой. Из неё следует, стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определённого критического уровня. При превышении этого уровня в организме развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до её срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом.

Пока стресс, вызванный усложнением условий труда, н превышает определённого уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако всё это достигается за счёт мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в чрезмерной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.

Можно выделить шесть групп производственных стрессоров:

К перечисленным можно добавить и фактор нарушения стереотипной системы труда, возникающего в связи с поломками техники и другими внешними причинами, препятствующими привычной системе деятельности.

Каждый из названных факторов в отдельности порождают экстремальные условия деятельности и вытекающие из них стрессовые состояния. Причём для современного производства типичны экстремальные ситуации двух крайних типов.

ПЕРВЫЙ ТИП экстремальной ситуации возникает тогда, когда требования интенсивной работы и жестокие ограничения во времени вынуждают работника предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы.

ДРУГОЙ ТИП экстремальной ситуации возникает из-за недостатка или противоречивости поступающей информации, недостатка межличностного контакта, низкой двигательной активности.

Для стрессовых ситуациях того и другого типа характерна одна общая черта – появление у человека острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к нему работа, и его возможностям. В том и в другом случае человек уже не может справиться с задание и в результате такой конфликтной ситуации становится предрасположенным к ОИ.

Эмоциональное состояние на возможность возникновения ОС в значительной мере зависит от того может ли человек предотвратить ее или в случае ее возникновения справиться с ней. Состояние страха является эмоциональной реакцией на неизбежность ОИ, а беспокойство тревоги – это реакция на отрицательное событие, которое можно предотвратить. Поэтому и природа этих реакций будет различной. Реакция страха будет заключаться в направленности организма на самосохранение, реакция же беспокойства тревоги – скорее на мобилизацию его внутренних ресурсов с целью предупреждения возникновения нежелательного события.

Коммуникативно-функциональный модуль предполагает построение безопасной ИТ взаимодействия субъектов производственной деятельности. Можно выделить два метода воздействия:

Предупреждение об опасности, то есть придание ситуации соответствующей ей значимости, нужно считать важным путём профилактики ОИ. Все обстоятельства, характерные для ситуации, в которой возник несчастный случай связываются с несчастным случаем и на будущее становятся настораживающими, это способствует избеганию опасностей при встрече с подобными ситуациями или их элементами. В ИТ-системах могут применяться активные и пассивные средства повышения безопасности работы. К пассивным относятся любые сообщения, ориентированные на предупреждение аварийных ситуаций путем информирования работника По характеру сообщений их можно подразделить на:

  1. запрещающие
  2. предупреждающие
  3. предостерегающие

Структурно-должностной модуль предполагает правильное и эффективное организационное обеспечение ИТ.

Социально-психологический модуль предполагает наличие благоприятного климата в коллективе, способствующего минимизации опасных ситуаций и ОИ. В исследовании причин несчастных случаев на железнодорожном транспорте, происшедших по вине рабочих, советский психотехник Колодная выделила следующие социальные факторы:

- снижение взаимного контроля в результате развития доверия друг другу при многолетней совместной работе

- влияние поведения одного члена поездной бригады на остальных

- получение одновременно различных указаний

Финансовый модуль предполагает как премирование, так и финансовую ответственность по результатам деятельности.

2-ой и 3-ий модули дают долю ОИ по вине техники (примерно до 40%); остальные 60% происходят по вине человека.

СБ ИТ в той или иной степени может влиять на безопасность работы. Следует проанализировать все составляющие безопасности и соответствующим образом и построить СБ. Так для усиления 1 модуля (когнитивного), следует предусмотреть помощь, в том числе размещение в системе всей необходимой информации и удобный доступ к ней.

Для усиления 4 (кадрового) модуля следует применять методы тестирования при профессиональном отборе и при текущей работе, а также создание тренажеров для персонала с моделированием различных опасных ситуаций.

5-ый (коммуникативный) модуль предполагает построение эргономичного интерфейса и контекстно-зависимой поддержки пользователя в ОИ. Основная сложность поведения в связи с опасной ситуацией заключается в её своевременном обнаружении, диагностировании и выборе адекватного способа реагирования на неё. Жесткие же временные ограничения, которые обычно возникают в таких ситуациях, и большая цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально напряжённой. Можно предположить, что осознание человеком высокой опасности решаемой задачи вызывает у него чрезмерно сильное волнение, которое приводит к дезорганизации деятельности и понижению его интеллектуальных и физических возможностей по решению подобной задачи. Как пример можно рассмотреть ситуацию: пройти по широкой доске, лежащей на земле и по той же доске, поднятой на 20 метров вверх. 

6-ой (структурно-должностной) модуль предполагает создание соответствующего организационного обеспечения автоматизированной системы (АС), которое регламентирует поведение человека, применение им орудий и предметов труда, а также допустимые условия окружающей среды.

7-ой (социально-психологический) модуль относится к деятельности гуманитарной сферы организации - директора по кадрам и психолога, которые могут быть оснащены соответствующими ИТ.

 

Влияние индивидуальных качеств человека на безопасность его труда

Предрасположенность к НС следует рассматривать не просто как функцию индивидуально-психологических качеств работника, но и как результат соединения эти качеств с определёнными производственными условиями.

Карл Марбе, исходя из своей фундаментальной работы “Однотипность в мире желаний”, пришёл к выводу о том, что ранее полученные травмы должны порождать готовность организма к возникновению последующих. На базе “телесного фактора” и под влиянием “критического опыта” в “действительной психологической личности”, по Марбе, формулируется установка. В предметной деятельности человека могут складываться полосы (периоды) хороших и плохих результатов, обусловленные соответственно положительной и отрицательной установками. Способность к переключению установки не коррелирует с показателями уровня интеллекта, работоспособности, не зависит от скоростных качеств. Люди с хорошей переключаемостью установок будут иметь малую подверженность опасности, люди же с плохой переключаемостью будут как бы “отставать” в своём приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому будут подвержены несчастным случаям. Исходя из теоретических предпосылок о ведущей роли установок, Марбе заключил, что как ранние, так и более поздние травмы возникают по одной и той же причине – из-за плохой установки к работе и низкой переключаемости установок. Способность же к переключению установок он рассматривал как врождённое природное качество человека. Повторность несчастных случаев К. Марбе трактовал как результат природной расположенности, вытекающей в основном из низкой врождённой способности к переключению установок.

Эта теория вызвала сомнения по ряду принципиальных вопросов.

Кроме низкой статистической достоверности полученных результатов, работы Марбе и его последователей критиковались советскими психотехниками и по поводу недостаточной корректности постановки самих экспериментов.

Ведь статистика, указывающая на повторность травматизма, ещё ничего не говорит о том, в чём заключается причина такой повторности. При сопоставлении заключения Марбе о существовании природной предрасположенности людей к несчастным случаям со всей его теорией обращает на себя внимание тот факт, что такое заключение не доказывается этой теорией. Таким образом, можно заключить, что научная дискуссия по теории Марбе не подтвердила её правомерности. Однако, вряд ли можно отрицать разную степень предрасположенности разных людей к ОИ.

Общие факторы и показатели предрасположенности человека к опасности:

Факторы, временно повышают предрасположенность рабочего к несчастным случаям:

Статистически доказана разная предрасположенность к ОИ у мужчин и женщин. “Сила” женщин заключается в том, что они реже создают опасные ситуации, а “сила” мужчин – в том, что они в таких ситуациях способны лучше избегать несчастных случаев. Из сказанного следует, что для обеспечения безопасности труда женщин следует в первую очередь стремиться к созданию нормальных условий труда и устранению, по возможности, причин, портящих настроение, вызывающих у них переживания тревоги и страха.

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает самое важное место. Под мотивом будем понимать то объективное, ради чего совершается деятельность. Потребность является побудителем деятельности. Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила этой деятельности. Томашевский пришёл к заключению, что в труде проявляются пять основных мотивов:

Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода и социальная выгода

Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, но и материальные опасности, а также опасности социального порядка.

Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более лёгкий способ выполнения задания, при котором требуется меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение

Мотив удовлетворённости проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Проявление мотива удовлетворённости будет зависеть от ценностных критериев, склонностей, интересов рабочего.

Мотив “нивелирования” проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данной рабочей группе, - в стремлении быть не хуже других.

 Итак, резюмируя можно сказать, что СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ должна быть частью информационной технологии, реализуемой АС; она с одной стороны, должна способствовать повышению профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду и, с другой – должна обеспечивать человека правилами поведения и принятия решений и таким путём дополнительно увеличивать безопасность его деятельности. На базе взаимодействия всех трёх подструктур ЧЕЛОВЕК, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ складывается фактический уровень безопасности труда.

 

Источники:

  1. М.И. Котик “Психология и безопасность” МОНОГРАФИЯ по психологии труда.
  2. Исследование психологических факторов травматизма и аварийности на ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез" http://www.alf-center.com/pbt/magazine2/41
  3. Проблемы безопасности в альпинизме http://www.alpinism.ru/school/safety
  4.  

     

     

     

     

     

     

    Hosted by uCoz