ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ АС

 

Все новые идеи проходят три стадии. 
На первой идея кажется нелепой, 
на второй встречает яростное сопротивление, 
а на третьей воспринимается как нечто очевидное

Артур Шопенгауэр

 

Основные принципы создания АСУП были декларированы академиком Глушковым в начале 70-ых годов 20-го века, но с той поры не утратили своей актуальности. Более того, в той или иной степени они применимы к АС любого назначения. Естественно, их содержание видоизменено мною применительно к современным рыночным условиям.

1.     Принцип системного единства. Устанавливает наличие в системе некоторых системных соглашений в каждом виде обеспечения. Пример, это единое базовое программное обеспечение (ОС, СУБД и т.д.), единая база данных, единообразный интерфейс (вид экрана, вид и расположение кнопок) и т.д.

2.     Принцип развития. АС "живут" долго и дорого стоят. Они постоянно эволюционируют вместе с организацией. Проектировщики должны предусматривать в проектных решениях возможности расширения и модификации АС.

3.     Принцип комплексности. АС реализуют информационные технологии, состоящие из определенных задач и процессов. Комплексность подразумевает, прежде всего, связность автоматизации, когда вся цепочка обработки информации автоматизирована. Если отдельные звенья обработки информации пропускаются, это снижает эффективность АС в целом.

4.     Принцип стандартизации. Там где можно использовать стандартные решения, имеющиеся на рынке или в литературе, или решения из других собственных проектов

5.     Принцип универсальности. Создавая программы, интерфейс и другие элементы АС, необходимо реализовывать их так, чтобы можно было применять их в других проектах или предлагать рынку.

6.     Принцип новых задач. Прямая автоматизация безмашинной технологии обработки информации и принятия решений, как правило, не дает существенного положительного эффекта. Бессмысленно на телегу ставить реактивный двигатель. Только включение в ИТ новых ранее не решавшихся задач (ранее не разрешимых!) может привести к резкому улучшению деятельности организации. Действенным способом внедрения новых задач является реинжиниринг предприятия.

7.     Принцип первого руководителя. Этот принцип характерен для АС организационно-экономического типа, прежде всего для бюрократических организаций. Служащий (чиновник), часто в принципе не заинтересован в повышении эффективности своего труда, прояснении его функций и алгоритмов, в доступе к его данным. Поэтому сознательно или бессознательно (на уровне группового инстинкта) чиновники могут саботировать создание и внедрение АС. Разработчики АС должны иметь возможность в любой момент "опереться" на первого руководителя организации или одного из высших руководителей, чтобы он при необходимости "употребил власть" и заставил "саботажников" сделать необходимое. Все приказы и распоряжения по АС должны выходить с подписью первого лица. Иногда достаточно сослаться на устное или письменное указание руководства, чтобы сделать чиновника управляемым.

 

Очевидно, что первые лица должны быть сами достаточно прогрессивными. В свое время актуальным был сталинский лозунг: "Кадры решают всё!", который столь же актуален и сегодня. В соответствии с законом социальной регенерации, открытым известным современным русским философом А.А. Зиновьевым, применительно к нашим условиям и актуальной ситуации, если люди (кадры) из старой системы (политической, социальной, экономической) попадают в новую систему, то не они подстраиваются под новую систему, а заставляют эту систему подстраиваться под себя, реанимировать старые, привычные для себя характеристики, атрибуты, стили отношений и даже бытовой дизайн. Следовательно, мало одного первого руководителя – нужна команда. Смена парадигмы концепции организации  влечет за собой реформы, которые никогда не  бывают безболезненными. Реформа есть облагороженное название передела. Соответственно, экономические реформы — это всегда передел собственности. А организационные и политические реформы — это всегда передел власти. В свое время К.С. Станиславский заметил, что для того чтобы повернуть театр нужна команда из пяти одинаково думающих и согласованно действующих человек.

Директору советского предприятия главное было, чтобы ему подчинялись и чтобы от него зависели, потому что сам он подчинялся и зависел от партийной номенклатуры. А для хозяина западного предприятия главное, чтобы его указания точно и вовремя выполняли.

Одна из серьезных ошибок, замедляющих развитие предприятий - отношение руководства к информационным технологиям как к средству. В "классических" бизнес-школах учат, что сначала нужно разработать стратегию и только затем подобрать инструменты - среди прочих и технологию. Но сегодня уже инф. технология определяет стратегию бизнеса. Ответы на вопрос о стратегии и бизнес-модели следует искать исходя из предположений именно о развитии технологии. В этом свете не приходится удивляться, что директора информационных служб (CIO) становятся во многих ведущих мировых компаниях (Cisco, Scnwab, Wells Fargo, Federal Express, Wal-Mart и др.) вторыми по значимости руководителями. Долгое время эту позицию удерживал главный маркетолог (СМО), теперь пришло время технолога. CIO нового типа - это технолог, обладающий видением бизнес-процессов, - является непременным условием успеха компании.

Любой руководитель, достаточно долго проработавший на своей должности, накладывает печать своей личности, на всю деятельность своего подразделения. Однако этот важный аспект относится к менеджменту организации и выходит за пределы нашего курса.

Hosted by uCoz