Эпикур - древнегреческий философ, сын афинянина Неокла, переселившегося на остров Самое в качестве афинского клеруха, родился в 341 г. и рано начал изучать философию. Эпикур учился в школе своего отца, как считают античные авторы, и выделялся незаурядными способностями. Он стал изучать философию после того, как в его руки попали сочинения Демокрита. Эпикура мало интересовали поэзия и музыка. Он беседовал с отцом о "Теогонии" Гесиода, философской символикой которой заинтересовался еще в детстве, а потом помогал ему убирать помещение для занятий, обрабатывать земельный участок.
Около 328 года отец отправил своего старшего сына учиться в малоазийский город Теос. Учителем Эпикура в философии был последователь Демокрита Навзифан, о котором Эпикур впоследствии дурно отзывался, а также академик Памфил. Однако по мере возмужания Эпикур утверждает свою независимость от какого бы то ни было учителя и полную философскую самостоятельность.

Когда Эпикуру исполнилось восемнадцать он, как афинский гражданин, должен был отправиться в Афины для прохождения воинской службы. В Афинах он, по-видимому, не слушал тогдашних афинских знаменитостей — ни Аристотеля, ни академика Ксенократа (и в то время главу Академии). Через два года, отслужив в эфебии, Эпикур стал полноправным афинским гражданином, как его прадед, дед и отец. Его отец к этому времени обосновался на ионийском берегу в Колофоне. Туда же отправился и двадцатилетний Эпикур.
Сведения об этой поре его жизни скудны. Известно, что, пробыв какое-то время у отца в Колофоне, Эпикур поселился в Митиленах, на острове Лесбос.
Достигнув 32-летнего возраста, Эпикур выступил в роли учителя философии в городах Колофоне, Митилене и Лампсаке, а с 307 — 306 гг. — в Афинах.

Весной 306 года до н. э. Эпикур отправился в Афины, где решил открыть свою философскую школу. За восемьдесят мин Эпикур купил дом и небольшой тенистый сад, где на воротах стояла надпись: “Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие — высшее благо”. Отсюда возникло впоследствии само название школы “Сад Эпикура” и прозвище эпикурейцев — философы “из садов” (oi apo twn kjpwn).Вход в сад был открыт для всех: молодых и старых, мужчин и женщин, богатых и бедных, свободных и рабов.

Эпикур создавал собственную картину мира, в чем-то основанную на выводах и умозаключениях Анаксагора, Демокрита, Протагора.
Эпикур излагал свое учение в многочисленных сочинениях (около трехсот), в беседах и письмах. Главными сочинениями Эпикура были 37 книг “О природе”. Из его огромного наследия до нас дошли: “Письмо к Геродоту”, в котором излагается физическое учение, “Письмо к Пифоклу”, которое, может быть, представляет выдержку из физических трудов — астрономических и
метеорологических, и письмо в Менекею, излагающее этические взгляды философа. В конце XIX в. среди рукописей, найденных в Ватикане, были обнаружены “Главные мысли (Kuriai doxai)”. Кроме того, сохранились многочисленные фрагменты из других сочинений и писем. Эти фрагменты собраны в издании работ Эпикура, которое было выполнено Узенером.

Пересказ взглядов Эпикура можно найти в трудах Диогена Лаэртского и в поэме Лукреция Кара "О природе вещей".

Эпикур признает, что тела состоят из атомов, которые неделимы и различаются по форме, величине и весу. Выделение Эпикуром отличия атомов по весу - весьма существенная черта его концепции.

Эпикур утверждает, что в мире существуют только атомы, их движение и пустота. Отсюда происходят все виды реальности: предметы и существа, которые мы видим, а также и те, которых мы не видим потому, что они состоят из более мелких атомов. Душа существует, но слишком эфемерным существованием, преисполненная радости, если она поняла свою природу, но обреченная на уничтожение, предназначенному всем существам мира. Боги существуют, но это соединения, сложные построения материальных атомов. Эпикур верит в богов. И в то же время он устраняет богов, так сказать, из жизни человека. Зачем богам, живущим в высшем покое, заниматься нами и, главное, зачем они будут делать нам зло? У богов нет другого объекта заботы, кроме их собственного благополучия.

Эпикур говорил ученикам о бесконечном количестве миров, столь же бесконечном, как и сама Вселенная, он был убежден в повторяемости сходных форм во
Вселенной.

Эпикур предпочитал - и призывал к этому своих последователей - совершенное отстранение от политики, утверждая, что мудрому человеку не стоит ни заседать в собрании, ни выступать в суде.
Эпикур говорил им, что дружба до бесконечности увеличивает удовольствие жить.

Эпикур умер в 270 году до н. э. в возрасте семидесяти двух лет. Как рассказывает в своих письмах Гермарх, измученный жесточайшими болями, Эпикур "лег в медную ванну с горячей водой", попросил неразбавленного вина, выпил, пожелал друзьям не забывать его учений и так скончался.

Hosted by uCoz