Ю. Белов Бизнес-коррупция в высшей школе Украины http://www.communist.ru/lenta/?1802
Опубликовано:
24.03.2003 

Системе всеобщего бесплатного образования, доставшейся Украине в наследство от Советского Союза, достаточно быстро приходит конец. Строители капитализма вроде бы и не декларировали намерений покончить с ней, а собирались только слегка подреформировать ее в духе буржуазных порядков. Однако сегодня платные учебные заведения составляют уже достаточно значительную часть образовательной сферы, а оставшаяся, формально некоммерческая ее часть, не выдерживая натиска капиталистической действительности, стремительно коммерциализируется. Власть сама готовит почву - главным образом через недостаточное бюджетное финансирование - для окончательного уничтожения такой невиданной при капитализме роскоши, как бесплатное образование, доступное всем без исключения. Взятки за переводные и семестровые оценки, выпускные экзамены, "добровольные пожертвования" на ремонт классов, плата за учебники и дополнительные занятия в школах, а также неофициально устанавливаемые "тарифы" за зачеты, экзамены и их пересдачу, пропущенные лекции и семинары, принудительная покупка книг и методичек в вузах - все эти бесконечные поборы не просто в большинстве случаев не пресекаются руководством учебных заведений и правоохранительными органами - они постепенно становятся нормой и, вероятнее всего, в том или ином виде вскоре будут узаконены. Узаконенная коррупция - это и есть будущее, а во многом и настоящее, системы образования в капиталистической Украине. Как, впрочем, и настоящее экономической и политической системы нашей страны.

На всеукраинской конференции "Прозрачность и коррупция в системе высшего образования в Украине", состоявшейся несколько месяцев назад во Львове, уровень коррумпированности нашего образования был оценен в 81 % (второе место, к слову, заняла медицина - 80 %).

Образование в буржуазном государстве стоит очень недешево, даже если формально является бесплатным. Результаты ряда специальных исследований, проведенных за последнее время в Украине, красноречиво подтверждают эту общеизвестную истину.

В Киеве таким исследованием занимался благотворительный фонд "Интеллектуальная перспектива", и проведено оно было в десяти ведущих государственных вузах столицы. Рейтинг коррумпированности выглядел следующим образом: Институт международных отношений при Киевском университете им. Т. Шевченко - 65 %, Киевский национальный университет культуры и искусств - 42,4 %, Киевский национальный экономический университет - 38,6 %, Национальный медицинский университет - 31,1 %, Киевский государственный торгово-экономический университет - 28,8 %, Киевский национальный университет им. Т. Шевченко - 26,7 %, Киевский государственный лингвистический университет - 25,9 %, Национальный аграрный университет - 14,9 %, НТУУ "КПИ" - 10 %, Национальный педагогический университет - 5 %.

По словам студентов Института международных отношений при Киевском университете им. Т. Шевченко, взятка за поступление в этот вуз превышает пять тысяч долларов США. Самым "дешевым" в этом смысле оказался Национальный технический университет "КПИ", где размер вступительного "взноса" зачастую составляет одну-две тысячи долларов.

Не слишком кардинально отличается от столичной ситуация в региональных учебных заведениях. В марте 2002 года Центр исследований региональной политики (г. Сумы) провел среди местных студентов опрос по поводу нарушения прав студентов и коррупции в их учебных заведениях. Результаты опроса показали, что 14 % сумских студентов давали взятки во время поступления в вуз, 27,4 % платят преподавателям во время сессии, 15 % студентов приходится платить за поселение в общежитие. …

Подобные исследования проводились также в Донецке. Летом 2002 года сотрудники лаборатории социальных исследований и политического анализа Донецкого национального университета в рамках программы "Партнерство за прозрачное общество" провели в пяти крупнейших вузах города опросы среди абитуриентов и их родителей. Результаты опроса показали, что 38 % респондентов (т. е. двое из пяти) отрицают честность процедуры поступления в вуз. Половина из тех, кто сталкивался с трудностями при поступлении, решали проблему с помощью взяток (33 %) или использовали личные связи среди сотрудников учебных заведений, находили "нужных" людей (17 %). При этом только 4 % опрошенных в связи с проявлениями коррупции обратились в соответствующие органы.

Стоит ли говорить, что коррумпированность украинских учебных заведений, разрушенная система воспитания и отбора лучших специалистов служат причиной появления во всех сферах производства и общественной жизни неквалифицированных кадров, профессиональная подготовка которых зачастую совершенно не соответствует предъявляемым к ним требованиям. Так, недавно украинские СМИ сообщали о скандале на Ровенской атомной станции, более десятка работников которой имели "липовые" дипломы о высшем образовании. Сотрудники РАЭС, занимающие различные ответственные инженерно-административные посты (от начальников смены блока до старшего оператора реакторного отделения) в свое время попросту купили дипломы Одесского национального политехнического университета по специальности "Атомная энергетика и тепловые электростанции", что обошлось им сравнительно недорого - примерно по 500-600 долларов за диплом.

Остается добавить, что коррупция в государственных учебных заведениях, а также постепенное вытеснение бесплатного образования платным создают хорошие условия для относительно "беспроблемного" получения образования отпрысками правящего класса, соответственно, все большее количество молодых людей из не слишком обеспеченных семей лишается возможности поступить в вуз. Хорошее образование медленно, но верно переходит в разряд привилегий буржуазии. Как во всем "цивилизованном" мире.

Ю. Белов. "Рабкласс"

 

Послесловие редактора

Выше с небольшими сокращениями приведен текст с сайта www.communist.ru . Редактор не разделяет коммунистической риторики. Попытаемся проанализировать представленный материал. На наш взгляд, приведенные цифры отражают существующее положение дел. Да! Коррупция в высшей школе есть, как есть она в целом в обществе. Но вот о причинах можно поспорить. Более того, я считаю, что приведенный текст излишне заполитизирован. Посмотрим на рейтинг коррумпированности в вузах Киева. На первом месте Институт международных отношений и Институт культуры г. Поплавского, а на последних местах КПИ и Пед. университет. Обычно, первой причиной коррумпированности называют низкую зарплату преподавателей. Она действительно невелика. Доцент, к.т.н. с 20-летним стажем получает менее 700 гр., в то время как средняя официальная зарплата по Киеву -722.58 гр. ("Високий замок", №118 (2550) 26.06-2.07.03). Но в КГУ зарплата в два раза выше, а уровень коррупции тоже в два раза выше, чем в НТУУ "КПИ".

Конечно, бедность многих заставляет протягивать руку. Однако, на мой взгляд, основой все-таки является контингент студентов и их родителей. Бесспорно, что самые наиболее бедные студенты (и, конечно, их родители) как раз в КПИ и Пед. университете. Здесь же ниже всего и уровень коммерционализации обучения, в частности количество студентов, которые учатся по контракту.

Почему платят за поступление? Потому что лучше заплатить раз, чем платить 5-6 лет.

Как правило, редкий преподаватель сознательно создает условия для получения подношений или открыто требует мзды (таких достаточно быстро убирает сама администрация). Чаще ему предлагают услуги, пакет или деньги родители или разные посредники. Студент же, как правило, завуалировано просит провести дополнительные занятия. Кто предлагает взятку преподавателю? Тот, кто в состоянии заплатить и кто не хочет и/или не может учиться.

Конечно, специалист из такого студента, как правило, получается неважный или вообще никакой. Но, бывает, что студент не в состоянии "перепрыгнуть" тот или иной предмет по объективным или субъективным причинам, а в остальном является вполне успешным. Механизма легально помочь ему в высшей школе просто нет! Часто из-за отчисления ломается судьба, остается травма на всю жизнь. Одно время в вузах были платные индивидуальные консультации. Для преподавателя это были копейки, но у студента был шанс легально исправить положение. Сейчас по причине "бесплатного высшего образования" этот механизм отменен.

В аоследнее время по моим наблюдениям уровень коррумпированности несколько снизился. Но это произошло не из-за очищения общей атмосферы, а наоборот из-за еще большей "загрязненности" духом коммерционализации. К студентам-контрактникам требования резко ослаблены (ведь он платит - пусть учится!), а это приводит к повышению общей расхлябанности в учебном процессе. Появилась практика, когда студента не отчисляют, даже если у него множество задолженностей и лимит пересдач значительно превышен.

Почему преподаватель должен защищать абстрактную идею всеобщей пользы для государства, если ему приходится 4-6 раз экзаменовать одного и того же студента. Проще закрыть глаза и поставить 3 балла, если до этого "ходоки" или "доброжелатели сверху" не уломают его сделать это раньше.

Так что же отказаться от контрактного платного образования? Обратной дороги нет. Во-первых, за счет контрактников в основном и пополняется материальная база и доплачивается зарплата преподавателям. Во-вторых, контрактное образование осуществляется дополнительно, сверх госзаказа. Следовательно, оно все-таки повышает образовательный уровень страны.

Прежде всего, следует изменить законодательную базу образования, сделать эту отрасль приоритетной, а не остаточной - ибо новая экономика, экономика ХХI века использует ресурсы образованности не менее, а более чем материальные. И времени для этого осталось совсем немного, иначе Украина окончательно и бесповоротно превратится в страну третьего мира.

07.03.

Hosted by uCoz