Господа дипломники!

Ваши работы, посвященные информационным система и технологиям, соответствуют требованиям к квалификационной характеристике специалиста. Однако ГЭК весьма симпатизирует и даже требует проектов, в которых есть фомально-математическая составляющая.

Как известно диплом можно разделить на:

Введение. Постановка проблем и задач.

Глава 1. Обзор методов, решений, средств.

Глава 2. Собственно проектирование системы, технологии и т.п.

Глава 3. Реализация видов обеспечения - математического, информационного, программного, лингвистического. Апробация (промышленная, экспериментальная, просто эксперимент) и т.п. и внедрение.

Поэтому необходимо в гл 1 и 2 включать формализмы.

К чему могут относиться формализмы и какие они могут быть? Конечно, если есть эксперимент, то нужна его обработка, построение моделей и проверка гипотез - это относится к гл. 3.

Что касается гл 1 и 2, то необходимо:

в гл.1 дать известные формализмы, делая обзор,

а в гл. 2 применить их (чаще всего просто определив свою задачу в известных формализмах).

Каковы же эти формализмы? Их, естественно, много (математических теорий-языков море - начиная от теории множеств и кончая - в общем всем, чему вас учили 5 лет математики).

Так как мы в любом проекте строим некоторую информационную технологию и информационную систему, то для нас естественным формальным языком является все, что позволяет их описывать, записывая все это в виде формул (правда, не имеющих наглядности и переопределяющим здравый инженерный смысл в непонятные значки и формулы, тем не менее, вызывающие уважение ГЭК).

Итак, в качестве языков представления можно использовать

теория графов, теория множеств, алгебра (в том числе реляционная), исчисление предикатов 1-го порядка (в том числе на кортежах или на доменах).

Математическая модель информационной технологии

SADT диаграмма, DFD + естественно их формальное описание

Математическая модель информационной системы

ИС может быть представлена как:

Математическая модель данных для решаемой задачи

Сводится к введению выходящих за рамки исходного формализма понятий, таких как "тест", "учебный курс", "обучаемый", "учитель", "построение когнитивной карты студента, преподавателя или уч.курса" и т.п. - в зависимости, какие понятия вы используете.

Например, как можно описать такое понятие как "концепт" в рамках реляционной алгебры, где концепт понятие когнитивной психологии, подразумевающее некоторую дихотомию "хороший-плохой" или "покладистый-строптивый" и множество объектов, разделенных по признаку, а также иерархические множества концептов и объектов.

02.2002

Hosted by uCoz