Как обосновать НОВИЗНУ диссертационного исследования

Научная новизна - одно из главных требований к теме диссертации. Это значит, что она должна содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в определенной отрасли науки.

Следует отождествлять понятия: "существенные признаки новизны" и "основные положения, выносимые на защиту".

Новизна диссертации и тема органично связаны. При этом должна существовать гипотеза (прогноз) новизны исследования, что обеспечивает выход на круг вопросов, образующих ядро исследования и обладающих существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют "изюминкой" диссертационной работы.

Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично соискателем.

Что позволяет выявить и определить новизну:

  • Обстоятельное изучение литературы по предмету исследования, с анализом его исторического развития. Распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения.
  • Рассмотрение существующих точек зрения. Их критический анализ и сопоставление в свете новых задач диссертации часто приводят к новым или компромиссным решениям.
  • Вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента - это уже
    заметная заявка на оригинальность.
  • Детализация известного процесса, явления. Подробный анализ практически любого, интересного в научном отношении объекта, приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Можно вычленить следующие элементы новизны, которые могут быть представлены в диссертационной работе:

  • новый объект исследования, т.е. задача поставлена и рассматривается впервые;
  • новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);
  • новый метод решения;
  • новое применение известного решения или метода;
  • новые результаты теории и эксперимента, их следствия;
  • новые или усовершенствованные критерии, показатели;
  • разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений;
  • разработка устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей.

В отношении последнего пункта иногда возникают разногласия, суть которых связана с сомнениями - куда отнести результат работы, выразившийся в создании изобретения: к научному или практическому, имеет изобретение научную новизну или не имеет. Оппоненты часто говорят, что здесь мы имеем дело с "технической" новизной, которая не имеет статуса нового научного результата.

Попробуем разобраться с этой проблемой. Будем руководствоваться тезисом: новый научный результат - впервые установленное, достоверное знание из определенной отрасли науки. В данном случае мы имеем дело с отраслью науки - технической. Но и в технической отрасли науки, как и любой другой, например физико-математической и т.д., могут быть получены новые достоверные знания, что позволяет их назвать научными, а точнее научно-техническими. Термин "технический" стоит ниже в иерархии и поэтому не конфликтует с термином "научный", а дополняет его. С другой стороны, в составе изобретения обязательно обосновывается критерий "новизна". Новизна устройства или способа считается доказанной, если существенные признаки изобретения отличаются от существенных признаков прототипа и аналогов. Без новизны нет изобретения. Таким образом, мы имеем дело с новым знанием об организации технической системы (устройства или способа) и, следовательно, изобретение можно считать научным результатом из технической отрасли науки.

Еще одна тонкость вопроса. При обосновании новизны научных результатов, по-видимому, корректно приводить в качестве доказательства новизны указание на наличие у соискателя патента или авторского свидетельства. На наш взгляд это подтверждение новизны. А новизна состоит в сути новой идеи, позволившей получить патент.

В тоже время те блага, которые позволяет получить изобретение, преследовались в качестве цели, относится к практическим результатам. К новым практическим результатам относится то, что создается на основе положений диссертации для возможного использования в практике. Это могут быть:
- обобщение на основе положений диссертации с разработками прикладного характера. Элемент новизны состоит в создании новых теоретических положений в приложении их к практике;
- рекомендации, позволяющие повысить эффективность использования разработки, производительность процесса, качество продукции, снизить себестоимость.

© Селетков Сергей Григорьевич, 2000

Предмет исследования: как следует из названия это некоторое направление в науке. Так же как название учебного предмета.

Объект исследования: это конкретно, что исследуется, на каком объекте проверяется гипотеза.

Hosted by uCoz