Абрахам Гарольд Маслоу "Дальние пределы человеческой психики", Евразия,С.-Петербург, 1999 с. 108 -113

Предисловие редактора сайта: Ниже приведен сокращенный вариант фрагмента Маслоу, посвященный креативности (творческой направленности) личности и требованиям к системе образования, формирующей такую личность. Можно сказать, что в своей работе по подготовке специалистов computer science, я практически полностью разделяю приведенные ниже положения.

Потребность в креативных людях

Может возникнуть вопрос: кому нужна эта креативность? Я готов заявить - она нужна всем. Интерес к креативности не может и далее оставаться прерогативой только психологов и психиатров. Креативность становится вопросом национальной и международной политики...

Общая необходимость в творческой личности

Но, кроме описанной выше необходимости, есть и иная, возможно более насущная для любой жизнеспособной политической, общественной, экономической системы потребность; это естественная необходимость большего количества креативных людей. Для лучшего понимания ее можно использовать те же резоны, что так остро ощутимы в нашей промышленности, где в последнее время на первый план выходит проблема устаревания... Именно поэтому каждая корпорация, как только у нее появляется такая возможность, тратит большую часть своей прибыли на разработку и внедрение новых продуктов, одновременно усовершенствуя производимые. Ровно то же самое происходит на международной арене, - я имею в виду гонку вооружений. Да, сейчас сложился определенный баланс в количествах разрушительного оружия, бомб, самолетов-бомбардировщиков и тому подобных вещей, имеющихся у противостоящих политических систем. Именно опасаясь этого все крупные страны проводят бесконечные исследования и разработки в военной сфере, расходуют огромные деньги на оборону и вооружение. Каждый участник этой технологической гонки стремится первым изобрести некое сверхоружие, которое сделало бы устаревшими все существующие сегодня. Мне кажется, руководители государств постепенно начинают осознавать, что люди, которые способны решить их проблемы, способны изобрести нечто новое, это именно те люди, которые их всегда невольно раздражали, которые вызывали у них резкое неприятие, а именно креативные люди...

Наше время более изменчиво, более текуче, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Предельно ускорилось все - темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений, процессы трансформации психологической реальности, рост благосостояния; все ежедневно складывается в новую, прежде неведомую комбинацию и ставит человека перед необходимостью соответствовать ей. Раньше невозможно было даже представить подобную нестабильность, но сейчас она уже не позволяет человеку воспользоваться старым опытом, пусть многие еще не осознали этого до конца. Так, за несколько последних десятилетий подвергся кардинальным изменениям весь процесс обучения, особенно в части технических дисциплин и в сфере научения профессиональным навыкам. И это понятно. Что толку изучать механизмы - они слишком быстро устаревают. Что толку запоминать технические решения - они устаревают еще быстрее. Профессор любой технической дисциплины, например, зря потратит время, если будет обучать своих студентов тем навыкам и техническим решениям, которые в свое время преподавали ему, - эти навыки и решения сейчас почти на сто процентов бесполезны. Практически в каждой области жизни мы сталкиваемся с молниеносным старением и смертью фактов, теорий и методов. Каждый из нас и все мы вместе в любое утро можем почувствовать себя специалистами по изготовлению хомутов, чье мастерство уже никому не нужно.

Новая концепция обучения

Как же следует приступать к обучению, например, инженеров? Ответ очевиден: мы должны научить людей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были готовы принять новое, умели импровизировать. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности (и это было бы лучше всего) приветствовать все новое. Это означает, что нужно обучать и готовить не просто инженеров, не инженеров в старом, привычном смысле этого слова, а "креативных" инженеров.

В самом основном это относится и к подготовке руководителей, лидеров и администраторов в бизнесе и индустрии. Это должны быть люди, способные взять под контроль стремительное и неизбежное устаревание только что внедренного в производство продукта, только что освоенного способа производства. Это должны быть достаточно понятливые люди, чтобы у них хватило ума не бороться с переменами, а предвосхищать их, и достаточно дерзкие, чтобы радоваться им. Мы должны вырастить новую породу людей - людей-импровизаторов, людей, способных принимать молниеносные, творческие решения. Нам необходимо понять, что сегодня человек, которого мы называем "умелым" или "подготовленным" или "умным", должен представлять из себя нечто иное, отличное от того, как мы толковали раньше эти понятия (например, это наверняка уже человек не только с богатым жизненным опытом, который наперед знает, как решить любую проблему). Многое из того, что мы раньше называли обучением, сейчас утеряло всякий смысл. Любая методика обучения, опирающаяся на изучение старого опыта, пытающаяся непосредственно применить прошлое к настоящему или старые решения к текущей ситуации, устарела. Сегодня образование ни в коем случае нельзя рассматривать только как процесс усвоения знаний, пора определить его как процесс становления характера, как процесс личностного развития. Конечно, мои выводы не тотальны и абсолютны, но они справедливы очень во многом, и их справедливость будет все очевиднее год от года. (Это самый прямой, категоричный и доходчивый способ выразить то, что я хочу.) Накопленный человечеством опыт становится почти бесполезным в некоторых областях жизни. Люди, слишком привязанные к прошлому, стали почти бесполезными во многих профессиях. Настало время нового человека, человека, способного оторваться от своего прошлого, чувствующего в себе силу, мужество и уверенность, чтобы довериться тому, что диктует ситуация, способного, если понадобится, решить вставшие перед ним проблемы путем импровизации, без предварительной подготовки.

Все это вновь акцентирует наше внимание на психологическом здоровье и силе человека. Для нас становится все более важной способность человека полностью сконцентрироваться на том, что происходит "здесь и сейчас", его умение слышать, видеть и понимать, что диктует ему конкретная ситуация. Появляется потребность в человеке, отличающемся от обычного, распространенного ныне типа человека, который воспринимает настоящее как вариацию прошлого, тратит настоящее, чтобы сделать будущее менее опасным и более предсказуемым, который настолько не уверен в своих силах, что боится будущего. Существует острая необходимость в появлении нового человека, и она вызвана не только желанием триумфальной победы в холодной войне и в гонке вооружений, такой тип человека необходим нам для того, чтобы достойно встретить новые времена и соответствовать новому миру, который уже окружает нас...

Мы постоянно возвращаемся к проблеме личности, мировосприятия, характера и очень редко вспоминаем продукты творчества, технологические новшества, художественные произведения и т. д. То есть, нас больше интересует сам процесс творчества, сама креативная установка, непосредственно креативная личность, а не производимый ею продукт.

Мне представляется, что в дальнейшем следует больше внимания уделять инспирационной фазе креативности, а не фазе разработки, пристальнее изучать "первичную", а не "вторичную" креативность (89).

Мы должны обращать внимание не на продукты искусства и науки, несмотря на их бесспорную социальную значимость, а на способность к импровизации, гибкость и приспособляемость, на способность эффективно противостоять любой неожиданно возникшей ситуации, невзирая на то, покажется она нам пустяковой или исполненной величия. Мы должны поступать именно так потому, что в противном случае, если принять за критерий креативности результат творческой деятельности, то это однозначно приведет в круг обсуждаемых проблем такие качества как трудолюбие, упорство, дисциплинированность, терпение и множество других вторичных характеристик, либо не имеющих прямого отношения к креативности, либо относящихся не только к ней...

В чем я действительно заинтересован, так это в том, чтобы разработать новый тип обучения, направленный на создание нового человека, столь необходимого нам, человека процессуального, креативного, импровизирующего, доверяющего самому себе, отважного и автономного. Так уж получилось, что люди, занимающиеся обучением искусству, первыми обратили внимание на эту проблему. Но все наработанное ими с равным успехом может быть применено и при обучении математике, и я надеюсь, что однажды это обязательно произойдет.

Мы знаем, что сейчас математику, историю, литературу принято преподавать, опираясь на способность запоминать, методом диктанта... И вопрос здесь заключается в том, как научить детей быть готовыми к неожиданностям, научить их импровизировать в изменяющейся обстановке, то есть как обучить их креативности и креативной установке.

Это новое течение в образовании, обучение через искусство, больше акцентировано на субъективном. Оно позволяет выйти за пределы однозначного "верно-неверно", не обращает внимания на точность и приблизительность, оно предоставляет ребенка самому себе, его собственному мужеству и тревогам, его собственным стереотипам и выдумке. Мне кажется удачным сформулировать преимущества данного метода следующим образом: там, где отвергаются строгие законы объективного, там появляются благоприятные условия для самопроявления, а, следовательно, благоприятная психотерапевтическая ситуация, благоприятная почва для роста. Именно этот механизм задействован в проективных методиках и в инсайт-терапии, где отменяется реальность, исключается правильность, не помогают навыки адаптации к миру, уничтожены физические, химические и биологические детерминанты, - все убрано оттуда, чтобы душа могла свободно проявить себя. Я готов пойти еще дальше и заявить, что обучение через искусство проявляет себя одновременно и как разновидность терапии, и как техника роста. Обучение через искусство поднимает к свету качества человека, залегающие в самых глубинных пластах психики, и помогает человеку возмужать и окрепнуть, побуждает его расти и учиться.

По мере того, как человек становится более единым и более "чистым", увеличивается его способность слиться с миром, с тем, что до того было "не он"...

Наука и образование, которые являются слишком абстрактными, вербальными и "книжными", не оставляют достаточно места для непосредственного, конкретного, эстетического переживания, в особенности - субъективных событий внутри индивида...

Там, где присутствуют терпимость, любовь, одобрение, понимание, защищенность, удовлетворение, поддержка и отсутствуют агрессивность, стремление ставить оценки, желание сравнивать, то есть там, где человек может чувствовать себя в полной безопасности, там у него появляется возможность разобраться со всевозможными мизерными мотивами, вроде враждебности, невротической зависимости, и дать им выход. Стоит только человеку пройти через такой катарсис, и он спонтанно устремляется к другим радостям жизни, которые другими людьми воспринимаются как "более возвышенные" или направленные на развитие личности, например, к любви и творчеству. Стоит человеку испытать эти радости, и он будет предпочитать их всем остальным...

Мы также должны честно принять и откровенно выразить ту глубокую истину, что большая часть нашей "объективной" работы одновременно является и субъективной, что наш внешний мир зачастую изморфен нашему внутреннему миру, что "внешние" проблемы, которые мы пытаемся решить "научным путем", зачастую являются также нашими внутренними проблемами и что наше решение этих проблем является, в принципе, самотерапией в широком смысле этого слова.

Hosted by uCoz