.

Hosted by uCoz
Post

Путешествие из Украины в Италию и Грецию в июле 2001 г.

Лобас В.Ф., доктор философии, профессор

Предисловие автора WEB-страницы. Мы помещаем путевые заметки проф. Лобаса В.Ф., высказывающего в них свои первые впечатления о связях между культурами разных времен и народов. Желающие написать проф. Лобасу или обсудить данный материал могут сделать это через нашу страницу.

Как и во времена Радищева А.Н. (1749-1802), путешествие дает возможность нашим соотечественникам оценить мир и свое место в нем.

Автобусно-теплоходный тур киевской фирмы "Артекс" продолжительностью 18 дней в Италию и Грецию через Венгрию и Австрию дает много локальных впечатлений, которые можно попытаться организовать.

Чаще всего путешественники накладывают на схему маршрута яркие картинки и личные приключения. Так формируются неповторимые сюжеты, которые интересно слушать, но невозможно анализировать и проверить на себе.

Попытаемся ввести некоторые инварианты и вызвать реакцию других путешественников, побывавших или собирающихся побывать в Европе.

Базовым понятием предлагаем взять понятие "культура", которое не сводится к эстетическим или религиозным явлениям, а обязательно включает в себя "материальную культуру", особенно на уровне быта, производства и сервиса.

Каждый народ имеет свою культуру как некую систему, сложившуюся на протяжении длительного времени. Эта система есть программа поведения людей во всех сферах жизни, которая усваивается с детства и корректируется всю жизнь.

В основе этой программы лежат стандартные производственные операции, бытовые стереотипы, формулы общения, схемы празднования, мировоззренческие и ценностные установки. Сообщества собирателей и охотников, земледельцев, индустриальные и постиндустриальные имеют разные программы поведения (культуры). Их можно сравнивать по горизонтали (земледельцы Древней Греции и Древнего Китая) и по вертикали (земледельческая и индустриальная культура). В пределах одного уровня также можно выделять этапы.

Есть полушутливое предложение историков культуры определять уровень цивилизации по состоянию туалетов и тюрем. Для автобусного путешествия первый критерий оказывается весьма существенным. То, что на Украине называют WC не соответствует типу туалета этого уровня ни на автомобильных трассах, ни на таможне г. Чоп. Не случайно один из туристов вспомнил свои японские впечатления об унитазах с музыкой. Это, наверное, уже есть нарушение чувства меры в усовершенствовании этого агрегата.

Дороги и гостиницы Венгрии оборудованы сантехнически вполне на уровне индустриальной цивилизации, но на таможне Венгрии пограничник отказался назвать свое звание по-русски. Предложил изучать венгерский язык. Это некий признак неполноценности. Ущербность венгерской культуры проявилась и в поведении гида, который отказался говорить что-либо о памятнике "освобождения", построенному в 1947 г. (речь идет о памятнике советским воинам-освободителям. Ред.)

Будапешт сохранил массивный облик столицы феодального (земледельческого) общества, подчиненного более развитому австрийскому.

Вена, наоборот, - явно аристократическая столица метрополии с архитектурными и скульптурными излишествами. (Ну, я бы их излишествами назвал только в сравнении с нашими пенатами. В Париже, например, таких "излишеств" на порядок больше. Ред.)

Длительная власть одной династии Габсбургов (с 1282 г. - герцоги, с 1453 г. - эрцгерцоги, императоры Священной римской империи в 1438-1806 гг. и австрийские императоры в 1806-1918 гг.) позволила собрать достижения всей Европы, чувствовать свое превосходство.

Убийство королевы Елизабет (Сиси) за то, что короновалась в Будапеште, а не в Вене вполне укладывается в культуру превосходства.

Италия сохранила три типа культур (античную, средневековую и ренессансную) в составе современной индустриальной. (Я бы сказал постиндустриальной. Ред)

Целесообразно двигаться в обратном направлении, вскрывая все более ранние предпосылки современной европейской (индустриальной) культуры.

Флоренция может быть удачным началом такого движения. Именно здесь в 14 в. возникает первая мануфактура, на основе которой возникает культура Возрождения. Именно во Флоренции встретились 20-летний Рафаэль, 30-летний Микеланджело и 60-летний Леонардо да Винчи. Именно здесь в церкви Санта Кроче пантеон итальянской славы (надгробные памятники Микеланджело, Данте, Макиавелли, Галилея, Маркони, Ферми).

Именно здесь собор Санта Мария дель Фьоре, имеющий купол высотой 107 м. (с фонарем)., построенный Брунеллески за 14 лет (1420-1434) без лесов с помощью системы нервюр (клинистых камней), которую позже используют при создании собора св. Петра в Ватикане.

Культура Возрождения вырастает из католической средневековой культуры Италии, которую она диалектически отрицает (снимая и используя достижения).

Средневековье хорошо сохранилось в Ватикане и во францисканском монастыре в г. Ассизи. Если вспомнить официальный титул Папы "Servus servorum dei" ("раб рабов божьих") и сопоставить с роскошью Ватикана, то станет понятным и стиль мышления основателя ордена нищенствующих монахов Франциска Ассизкого (1181-1226). Ему молодому повесе, мечтающему стать кондотьером (наемным воином), якобы приснился бог и спросил, кого он больше любит: слабых или могучих. Франциск ответил, что могучих. Бог сказал, что нужно понять, кто на самом деле могучий. Франциск понял и стал инквизитором.

Современные итальянские монахи очень не любят историка и писателя Умберто Эко, который изложил в художественной форме ("Имя розы") монастырские нравы.

Римского папу УрбанаYIII Барберини не случайно рифмуют с варварами за то, что приказал снять бронзу с римского Пантеона и перенести в собор св. Петра. Из этой бронзы был в 1624-1633 гг. сооружен балдахин архитектором Бернини. Высота балдахина (29 м.), установленного внутри собора, равна высоте 10-этажного дома. Да и сам собор св. Петра строился как отрицание римской (античной) культуры на месте цирка Нерона.

Античная римская культура достаточно богато представлена в музее Ватикана, в развалинах римских форумов, в Колизее. А Пантеон (храм всех богов) до сих пор поражает мрачной мощью.

Именно на фоне такой античности особенно хорошо воспринимается светлая мраморная греческая античность. Греческие колонны с каннелюрами (вертикальными желобками), которые созданы для игры света и тени кажутся всегда теплыми.

Греческие мифы и исторические события оживают на фоне руин храмов и моря с тысячью островов, на которых развивалось необычное греческое земледелие, породившее культуру чрезвычайно любознательную, способную вступать во взаимодействие с любой иной культурой.

Мощной нитью XXI века, которая позволяет связать Италию и Грецию является автомобильный паром, на котором сутки плывут туристы. Паром длиной 200 м, (больше Колизея), шириной 25 м. и имеющий 5 палуб может перевезти 1500 пассажиров, 1000 автомобилей или 500 автобусов.

Нынешние паромы Греции продолжают традицию выхода греков на кораблях за пределы своей родины. Великая колонизация была порождена нехваткой земли для земледелия на гористом материке. Искали землю на островах вдоль побережья Средиземного моря и на Черноморском побережье. Все побережье Средиземного моря было заселено греческими колониями. Цицерон однажды написал, что греки облепили Средиземное море как лягушки пруд. (Эта мирная экспансия поражает и своими масштабами и своим значением для мировой культуры. Ред.)

Но этого оказалось мало. Двинулись и в Черное море, которое назвали Понт Эвксинский, т.е. мост гостеприимства. Колонии были маленькими поселениями, неспособными к военной защите. Нужно было научиться жить с соседями в режиме диалога, нужно было изучать соседей. Геродот в Y в до н.э. описывает быт и нравы скифов и протославян в Поднепровье.

Колонизация была делом весьма ненадежным и требовалась уверенность в удаче. Поэтому пророчества пифий (жриц) в Дельфийском храме были весьма важными. И сегодня в Дельфах можно почувствовать атмосферу тех горных мест, в которые неделями брели делегации разных городов Древней Греции, чтобы получить ответ на вопрос - где строить очередной город: в Ливии или на европейском берегу Босфора (там возникла Византия).

Морские опасности хорошо объясняют и внимание к богу Посейдону, которому посвящено множество храмов. Один из них на мысе Сунион (самая южная часть Аттики) и сегодня позволяет почувствовать атмосферу места, где с высокой 60-метровой скалы бросился в море Эгей, именем которого названо море. (Преданье говорит, что кто встретит закат солнца на мысе Сунион, навсегда будет счастлив. Остается проверить. Ред.).

Поскольку земледелие на уровне ручного труда требовало, чтобы не менее 80% населения были им заняты, то лишь материковые цивилизации Египта, Вавилонии, Индии, Китая имели достаточно населения, чтобы сформировать автономные специализированные группы ремесленников (кузнецы, ткачи, писари, мумификаторы и т.п.). У греков не было такой возможности. На островах и в колониях было слишком мало людей. Их было достаточно лишь для земледелия (80%) и для обороны (20%). Цивилизация должна была выродиться или найти выход.

Выход был найден в совмещении профессий в одном лице (Одиссей был царь и пират, пастух и плотник, умел писать как большинство свободных греков) и в обсужде6ии (публичном на агоре - площади) вариантов общественной жизни. Так возникла греческая демократия. Следы агоры , ареопага видны сейчас в Афинах с Акрополя (верхнего города), на котором сохранились колонны Парфенона ( храма Афины-девы) и храма всех богов. Храм всех богов поддерживают кариатиды - девушки-жрицы. Сейчас они гипсовые, т.к. мраморные вывез в Англию лорд Энгли с санкции турок.

Тема отношений с турками постоянно присутствует в жизни современной Греции, от количества полос на национальном флаге и количества складок на традиционной форме почетного караула до жалоб на турецкую конкуренцию в туристическом бизнесе.

Но чтобы развить эту тему, необходимо посетить Турцию, а это уже задача следующего путешествия.

(Желающие, пообщаться с автором могут написать belani@ukr.net).

Hosted by uCoz