МАТРИЦЫ СОБЫТИЙ
Каждый работник организации в своей оперативной деятельности реагирует на некоторые события, которые постоянно происходят и на которые у него есть предусмотренная его должностными обязанностями реакция. Часть из этих реакций будет автоматизирована с помощью информационной системы (ИС).
Список событий строится в виде матрицы (ELM) и описывает различные воздействия внешних сущностей или подсистем ИС и реакцию проектируемой части ИС на них. В [1] различают следующие типы событий:
Аббревиатура |
Тип |
NC |
Нормальное управление |
ND |
Нормальные данные |
NCD |
Нормальное управление/данные |
TC |
Временное управление |
TD |
Временные данные |
TCD |
Временное управление/данные |
Однако, ввиду неясности семантической интерпретации типов (в Интернете я их не нашел), ограничимся нормальными событиями
N, и ненормальными NN. При этом под нормальным событием будем понимать такое событие, на которое предусмотрена реакция ИС, а не нормальным, на которое таковой не имеется. Например, звонок клиента регистрируется в системе (N), а звонок родственников и знакомых нет (NN). Смысл фиксации NN-событий в том, что при анализе фиксируются все события, а при реализации какие-то становятся N-событиями, а другие NN-событиями. При этом по мере эволюции системы NN-события могут переходить в категорию нормальных. Например, будут регистрироваться все телефонные звонки с целью установить эффективность использования телефонов.Для примера рассмотрим матрицу событий для редактора Интернет-магазина
.Пример [модифицировано из 2].
Если на начальном этапе своего развития Интернет служил лишь для общения и распространения некоммерческой информации, то сегодня сетевые технологии могут успешно используются и в коммерческих целях. Первыми в сети появились розничные электронные магазины типа B2C (business-to-customers), нацеленные на конечного потребителя. Затем быстро стали развиваться сайты B2B (business-to-business), предназначенные для корпоративных покупателей. В настоящее время объемы заказов на покупку через Интернет значительны и растут стремительными темпами. В 2000 году клиентами электронных магазинов стали около 75% всех постоянных пользователей. Покупки в сети сделали около 28,4 млн. семей, из них 11 млн. - впервые.
Содержимое Интернет-магазина не остается неизменным - появляются новые товары, новые категории товаров, изменяются существующие товары или товары снимаются с продажи. Для внесения требуемых изменений в информационное наполнение Интернет-магазина необходима должность редактора, а также набор инструментов для его работы.
Основными функциями, выполняемыми редактором, являются следующие:
Функция протоколирования действий редактора
Для обеспечения безопасности изменений базы данных и создания отчетов по действиям редактора в систему введена функция протоколирования действий редактора. Каждое действие редактора сохраняется в базе данных. По этой записи можно установить редактора, который произвел действие, тип действия, дату и время действия. На основании этих записей системой создаются отчеты о деятельности редакторов, а также производится откат ненужных
действий на основе использования резервных копий базы данных.Матрица ELM (матрица списка событий) для редактора ИС
№ |
Описание события |
Тип событий |
Реакция на событие |
1 |
Редактор желает добавить товар |
N |
Предоставить форму для добавления товара. Проверить правильность заполнения формы, добавить товар в базу данных, выдать подтверждение |
3 |
Редактор желает добавить категорию |
N |
Предоставить форму для добавления категории товаров. Проверить правильность заполнения формы, добавить категории товаров в базу данных, выдать подтверждение |
5 |
Редактор включает товар или подкатегорию в категорию |
N |
Предоставить выбор категории, произвести изменения в базе данных |
6 |
Редактор удаляет товар |
N |
Предоставить выбор товара, произвести изменения в базе данных |
7 |
Редактор удаляет категорию |
N |
Предоставить выбор категории, проверить категорию на пустоту, произвести изменения в базе данных |
8 |
Редактор изменяет товар |
N |
Предоставить выбор товара, форму его редактирования и произвести изменения в базе данных |
9 |
Редактор изменяет категорию |
N |
Предоставить выбор категории, форму её редактирования и произвести изменения в базе данных |
10 |
Редактор считает необходимым скрыть товар |
NN |
Обратиться к администратору БД |
11 |
Редактор считает необходимым скрыть категорию |
NN |
Обратиться к администратору БД |
12 |
Управляющий регистрирует редактора |
N |
Предоставить форму регистрации редактора, проверить на наличие такового в системе, зарегистрировать редактора в системе |
13 |
Управляющий требует отчеты (о деятельности редактора, о добавленных, удаленных, измененных и скрытых товарах и категориях) |
N |
Предоставить выбор отчета, его формы, вывести на экран компьютера или на печать. |
Источники:
Последняя редакция 22.10.03.