"О том, что человек как продукт эволюции отстал от своего технического прогресса, ученые предупреждали давно". В.Шендерович
От редактора сайта. Мы помещаем отрывки из интернет-статьи священника православной церкви из дальневосточного медвежьего угла - Биробиджана Д.Каплуна и наши комментарии к ним. А.И.Белостоцкий
Русский Журнал / Net-культура / |
<>>Сеть и Слово ... Не знаю, с чьей нелегкой руки - может быть, легкомысленных вольтерьянцев, - начало бытовать мнение, будто Христианская Церковь вполне чуждается технических изобретений и новшеств, а Ее служители непременно должны шарахаться от любого инструмента с кнопками или шестеренками со словами наподобие "Изыди" или "Vade Retro". Анекдотично, но факт - до сих пор мне приходится сталкиваться с недоумениями вроде "Неужели у Вас, батюшка, в доме компьютер стоит или "Ой, а что это Вы делаете в интернете"?... Новые информационные технологии, ворвавшиеся в нашу жизнь в конце ХХ века, поставили перед христианским сознанием несколько глобальных вопросов о том, как православным людям вживаться в ландшафт нового мiра, серьезно изменившегося вместе с появлением интернета. ... Мы видели, как в день падения нью-йоркских башен-близнецов, весь мiр обсуждал в сети эту потрясающую новость. ... Интернет стал новым нервным узлом человечества. Ясно, что новые фантастические условия жизни ставят перед человеком задачу новой ответственности за свои слова и поступки... Слово, даже не произнесенное вслух, а тихо набранное на клавиатуре, раздавалось теперь стократным эхом в иных городах и весях. Скромный рабочий уголок библиотекаря или ученого ныне развернулся сказочным образом в мiр и стал кафедрой, с которой любой, имеющий что сказать, может проповедовать urbi et orbi, всей вселенной, и будет услышан тем, кто хочет услышать . Вернулись времена платоновской Академии, философского холма, куда сходились древние мудрецы, чтобы обсудить свои идеи. Вот, любой философ, где бы он ни жил, теперь может встретиться с другим любомудром, не выходя за пределы своего дома, только включив модем.Однако, вместе со своими достижениями человечество принесло в мир информационных коммуникаций и свои недостатки, свои грехи и страсти. Человек будущего, человек XXI века, войдя в виртуальную реальность, остался прежним ветхим Адамом, человеком павшим, склонным к вражде и осуждению, разделению на партии и фракции в соответствии с личными представлениями о мiроздании. Человек остался прежним сластолюбцем, дурным весельчаком, с удовольствием слушающим скабрезные анекдоты и посмеивающимся над недостатками ближнего. (Ну, что ж здесь уместно полностью привести цитату из В.Шендеровича: "О том, что человек как продукт эволюции отстал от своего технического прогресса, ученые предупреждали давно. Гомо сапиенс научился пользоваться дезодорантом и e-mail и автоматом Калашникова, а строение мозга осталось практически прежнее, неандертальское. И представление о мире соответствующее" ("Столичные новости" 18-24.09.2001. www.cn.com.ua).Этот человек наполнил интернет порнографическими сайтами, матерщиной, идиотскими развлечениями. Самые разные форумы и доски объявлений превратились в арену борьбы и склок между людьми, даже не знающими лично друг друга. Потоки оскорблений, жутких ругательств, сквернословия, циничные комментарии, бесстыдные откровенности - все это, доселе скрытое от глаз стенами квартир и клубов, предстало напоказ перед глазами всего мiра, нагло красуясь собственным безобразием: "Смотрите, люди, на себя в зеркало интернета. Таков ваш мiр, не приукрашенный цензурой, не подправленный рукой умелого имиджмейкера ..." (Я лично практически на такие сайты захожу в основном только по ошибке. А почему? Да, неинтересно это. А что же может предложить святой отец? Ввести цензуру?)Впрочем, недоумевать и скорбеть особо нечего. Интернет только с большей яркостью подчеркнул перед общим взором ту несомненную правду, о которой Христианская Церковь давно и без устали возвещает мiру: - Люди, посмотрите на себя. Посмотрите и ужаснитесь. До чего мы докатились, до каких пределов нравственного падения мы дошли. Не пора ли опомниться? Не пора ли возвратиться к Богу? К тем незыблемым нравственным устоям, которые возвещены человечеству в Евангелии. (Возникает закономерный вопрос: почему же нравственный прогресс столь ничтожен? А может он ни столь уж ничтожен, может и нет этого падения, а хоть медленно, но род человеческий морально прогрессирует. Во многих странах со средневековым мышлением до сих пор практикуются публичные казни просто за нарушение обычаев, в то время как в большинстве европейских стран смертная казнь запрещена вообще.)Интернет, может быть, неожиданно для многих, стал подтверждением еще одной древней христианской истины - о великом значении каждого произнесенного слова. "Говорю же вам, - сказал Христос, - что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф.12:36)". Мы, сотрясая воздух праздными словесами, оскверняя свои уста и слух наших собеседников сквернословием, не часто задумываемся, что способность говорить и мыслить словами естьљ решающее качество, отличающее нас от животных. Дар слова - дар Божий. Сам Господь именуется Словом Божиим, и одно из Евангелий начинается так: "В начале было Слово". (Чего не знаю, того не знаю. Ибо один служитель протестантского культа сказал мне, что в греческом варианте, с которого и был перевод на древнерусский, это звучало как "Вначале был Логос". А это совсем другой смысл.) "Недаром писал Николай Гумилев:В оный день, когда над миром новым Там же поэт не случайно добавляет: "все оттенки смысла умное число передает". Действительно, мы это видим на примере компьютерной реальности, которая числовым методом описывает почти все: цвет, объем, пространство, фактуру, музыку. С помощью чисел можно описать даже низшие, не духовные, чувства, поскольку их способна описать и выразить музыка. Эти чувства: печаль, радость, тревога, воодушевление и пр.; как раз те, что нас объединяют с животными. Но числами все описать невозможно. Непереходимая грань лежит между числом и словом, словесной реальностью, миром идей. Числом можно написать буквы, составляющие слово, но проникнуть в реальность, лежащую за буквами, проникнуть в само понятие число не может. Итак, что не выражается числами?љ Тайна "я", личности. Духовные чувства, свойственные только духу, а не душе, которые нас отличают от животных, т. е. - совесть, покаяние, молитва. Вечные духовные реальности, такие как любовь и добро. И вот интернет, став всемiрной записной книжкой, немного возвратил слову подобающую ему честь. Теперь каждый знает, что слово, произнесенное в компьютерном мiре, безжалостно фиксируется умными машинами и может быть предъявлено в обличение любому болтуну в случае, если он вздумает отрекаться от своих слов. Выйдя в интернет, человек, может быть, в большей степени станет задумываться о значении произнесенных им слов - особенно, слов, возвещающих о Вечности, о Суде, о Боге. (Весьма сомнительно).Сама всемiрная электронная сеть дает христианам возможность такой последней проповеди. Никогда еще человечество не было так взаимосвязано друг с другом, никогда еще человеческое слово не звучало так громко, никогда еще человечество не имело возможности с такой несомненной четкостью взглянуть само на себя и ужаснуться глубине нашего падения. ("Люди как люди..." - сказал когда-то Волланд в "Мастере и Маргарите" М.Булгакова).В этом смысле, появление интернета дает нам еще один шанс - тому, кто связан с всемiрной сетью по роду своей деятельности, посмотреть, что из себя представляет человеческий мiр, сколь пусты его обещания, сколь ничтожны его награды, сколь суетна его суть. И отрезвившись от обольщения пустой и ничтожной суетой, призраками карьеры, человеческой славы, почестей - обратиться к подлинным и непреходящим ценностям Евангелия. (Нельзя служить Богу и Маммоне сказано в Библии. Но мир, на наш взгляд, не дихотомичен, не черно-белый. Долг человека перед самим собой - реализовать себя и в мірском, и в духовном аспектах).Когда-нибудь, в пустыне покаяния, двое почтенных монахов встретятся друг с другом. Поприветствовав друг друга, они сотворят молитву и сядут за скудную трапезу. Их степенный разговор будет идти о Боге, о покаянии, о молитве. В келье не будет ни компьютера, ни других технических устройств - монахам они будут уже не нужны. (Уважая чужое мнение, могу сказать, что сия идиллическая картинка не вызывает у меня ничего кроме улыбки).- А я ведь уже знаком с тобой, отче. - скажет один.- Много лет назад, в прежней мiрской жизни мы встречалисьљ с тобой в интернетном форуме. И ты сказал мне несколько слов о Христе, перевернувших мою жизнь. - Слава Господу! - скажет другой. - Устрояющему все для спасения человеков! Свящ. Димитрий Каплун 22/5 октября, память пророка Ионы (Но во многом прав, прав священник. А главное в том, что мир изменился с появлением Интернет. Хотя для нашей страны массовое открытие сети и ее возможностей еще впереди. 07 .10.01.)
|