USABILITY и его мифы
Инженерная наука
USABILITY занимается вопросами создания и воплощения эффективных человеко-компьютерных интерфейсов (ЧКИ) или иными словами пользовательских интерфейсов (ПИ).Ошибки и неэффективность ПИ могут дорого обойтись как пользователю (от низкой производительности до катастроф), так и производителю (от потери рынков до судебных разбирательств и финансовых претензий).
Происходит от английских слов USER (пользователь) и ABILITY (способность, умение а еще: талант, дарование, компетенция, правомочность).
Первыми на ПИ обратили внимание, конечно, военные. Для них смоздание качественного интерфейса для летчика, ракетчика, и вообще любого оператора зачастую вопрос жизни и смерти ( прежде всего самого оператора).
Постепенно на Западе сложилось представление и наука о ПИ. Тем не менее, до сих пор в среде разработчиков и особенно программистов распространены следующие ошибочные представления (мифы):
В
USABILITY, как в футболе, почти каждый, кто постоянно сидит за компьютером, считает себя специалистом. На деле, однако, разработка удобного для пользователя интерфейса очень сложна, требует привлечения специалистов, проведения серьезных исследований и затрат времени и обходится весьма недешево. Возможно, поэтому наши компании уделяют этой проблеме слишком мало внимания.
Как считает авторитетная в области юзабилити Nielsen Norman Group, торговые интернет-системы теряют до половины своих потенциальных клиентов просто из-за того, что те оказываются не в состоянии разобраться, как воспользоваться такими системами. Советы специалистов по юзабилити часто довольно просты: например, сократить число кликов, которые должен сделать потенциальный клиент торговой интернет-системы, чтобы оформить свою покупку. Или изменить цвет, тип и размер шрифта, для того чтобы сделать текст на экране компьютера более читаемым. Но с помощью этих простых изменений иногда можно добиться потрясающих результатов. Так, компания Dell Computers, применив принципы юзабилити к своей системе продаж в Интернете, увеличила прибыль от интернет-торговли с 1 млн долларов в день (в сентябре 1998 года) до 34 млн долларов в день (в марте 2000-го). Другой пример: по данным компании Oracle, изменение навигационной структуры баз данных позволило на 20% повысить эффективность работы администраторов. В то же время в России работает не более двух-трех десятков специалистов, профессионально занимающихся проблемами интерфейсов [2]. Тем не менее, и в России, и в СНГ существует некоторая традиция эргономики и юзабилити программных продуктов. В советские времена подобными исследованиями занимались в основном в закрытых НИИ, работавших на "оборонку". И это не случайно, ведь человеческая ошибка при работе со сложной военной техникой может привести к плачевным результатам. Там, где риски человеческой ошибки слишком велики, к примеру на транспорте, железнодорожном или воздушном, в использовании военной техники, юзабилити давно придают особое значение.
К гражданским областям, где юзабилити ПО критически важна, можно отнести финансы и торговлю. При работе в финансовых системах клиенты каждую минуту рискуют немалыми суммами, недаром первая в России команда специалистов по оптимизации интерфейсов появилась именно на бирже
. Но авиадиспетчерам, военным и брокерам все же полегче - системы для них не только разрабатывают, но и анализируют профессионалы.А вот частный пользователь, подбирая или заказывая необходимый ему продукт, чаще всего остается с проблемой USABILITY один на один, потому что удобство играет далеко для него не первую роль и поэтому вопрос о качестве интерфейса возникает не при покупке или заказе системы, а в процессе ее эксплуатации.
Однако, стоит отметить, что системы, которые предназначены для массового пользователя, например традиционные офисные пакеты, игры, мультимедиа, чаще всего имеют очень хорошие интерфейсы. Причина тому - высокая конкуренция на массовом рынке.
Источники: