Эпикур
- древнегреческий философ, сын афинянина Неокла, переселившегося на остров Самое в качестве афинского клеруха, родился в 341 г. и рано начал изучать философию. Эпикур учился в школе своего отца, как считают античные авторы, и выделялся незаурядными способностями. Он стал изучать философию после того, как в его руки попали сочинения Демокрита. Эпикура мало интересовали поэзия и музыка. Он беседовал с отцом о "Теогонии" Гесиода, философской символикой которой заинтересовался еще в детстве, а потом помогал ему убирать помещение для занятий, обрабатывать земельный участок.Когда Эпикуру исполнилось восемнадцать он, как афинский гражданин, должен был отправиться в Афины для прохождения воинской службы. В Афинах он, по-видимому, не слушал тогдашних афинских знаменитостей — ни Аристотеля, ни академика Ксенократа (и в то время главу Академии)
. Через два года, отслужив в эфебии, Эпикур стал полноправным афинским гражданином, как его прадед, дед и отец. Его отец к этому времени обосновался на ионийском берегу в Колофоне. Туда же отправился и двадцатилетний Эпикур.Весной 306 года до н. э. Эпикур отправился в Афины, где решил открыть свою философскую школу. За восемьдесят мин Эпикур купил дом и небольшой тенистый сад, где на воротах стояла надпись: “Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие — высшее благо”. Отсюда возникло впоследствии само название школы “Сад Эпикура” и прозвище эпикурейцев — философы “из садов” (
oi apo twn kjpwn).Вход в сад был открыт для всех: молодых и старых, мужчин и женщин, богатых и бедных, свободных и рабов.Пересказ взглядов Эпикура можно найти в трудах Диогена Лаэртского и в поэме Лукреция Кара "О природе вещей".
Эпикур признает, что тела состоят из атомов, которые неделимы и различаются по форме, величине и весу. Выделение Эпикуром отличия атомов по весу - весьма существенная черта его концепции.
Эпикур утверждает, что в мире существуют только атомы, их движение и пустота. Отсюда происходят все виды реальности: предметы и существа, которые мы видим, а также и те, которых мы не видим потому, что они состоят из более мелких атомов. Душа существует, но слишком эфемерным существованием, преисполненная радости, если она поняла свою природу, но обреченная на уничтожение, предназначенному всем существам мира. Боги существуют, но это соединения, сложные построения материальных атомов. Эпикур верит в богов. И в то же время он устраняет богов, так сказать, из жизни человека. Зачем богам, живущим в высшем покое, заниматься нами и, главное, зачем они будут делать нам зло? У богов нет другого объекта заботы, кроме их собственного благополучия.
Эпикур говорил ученикам о бесконечном количестве миров, столь же бесконечном, как и сама Вселенная, он был убежден в повторяемости сходных форм во